На днях в бердском горсуде братьям Голубевым зачитали обвинительное заключение. Крупнейшему бердскому предпринимателю Виктору Голубеву инкриминируют незаконное предпринимательство и хранение боеприпасов. Сумма дохода, полученного им от деятельности подпольного нефтеперерабатывающего завода «Октан», составила почти 270 млн руб. Эксперты прогнозируют, что Голубева ожидает реальный, но недолгий срок заключения. Журналист НГС.БИЗНЕС разобралась в тонкостях судебного процесса.
В среду, 22 октября, в бердском городском суде был оглашено обвинительное заключение в отношении братьев Голубевых и технолога завода ЗАО «Октан» Виктора Лукьяненко. По словам гособвинителя Анны Беловой, всем троим вменяются незаконное предпринимательство с целью извлечения дохода в особо крупном размере и нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах в составе организованной преступной группы (ч. 2 ст. 171 и ст. 217 УК РФ). Виктор Голубев выступает в качестве руководителя предприятия, Владимир — его заместитель, Виктор Лукьяненко — главный технолог НПЗ.
Накачали 7 млн долларов
По данным гособвинителя, доход, который получили предприниматели за время работы НПЗ, составил около 270 млн руб. Помимо этого Виктора Голубева обвиняют в незаконном обороте боеприпасов — при обыске в его жилье были найдены боевые патроны. Предприниматель признал свою вину по этому пункту, но по эпизоду создания ОПГ счел себя невиновным. Той же позиции придерживается и Виктор Лукьяненко.
«Тот факт, что на основании нарушений с оформлением документов Голубеву инкриминируется незаконное предпринимательство, говорит о низкой компетенции правоохранительных органов», — убежден адвокат. Он полагает, что тяжесть данного деяния соответствует административному наказанию, но никак не уголовному.
Виктор Голубев — крупнейший предприниматель Бердска. Он контролирует целый ряд бизнес-активов, начиная от стройкомплекса и заканчивая пищевым производством и ресторанами. Он страстный любитель спорта, имеет звания мастера спорта СССР и РФ по тяжелой атлетике. Благодаря Голубеву в Бердске появилось около полутора десятков спортивных объектов, в том числе спорткомплекс «Кристалл», где накануне Олимпийских игр в Пекине тренировались российские сборные по борьбе и фехтованию. У предпринимателя сложились тесные дружеские связи с трехкратным олимпийским чемпионом, депутатом-единороссом Госдумы РФ Александром Карелиным. По данным газеты «КоммерсантЪ», Карелин даже крестил детей предпринимателя.
Безграничное влияние
«Влияние Голубева на бердский бизнес практически безграничное, его уважают и боятся», — так единодушно отзываются о Голубеве предприниматели, знакомые с обстановкой в городе. Один из них вспоминает, что «в день ареста [Голубева] Бердск был буквально наводнен автомобилями ГИБДД — экипажи стояли чуть ли не каждые 300 м. Я было подумал, что к нам приехал Путин». Впоследствии, вспоминает собеседник, оказалось, что
правоохранительные органы решили подстраховаться: «Они боялись, что не смогут арестовать Голубева, ведь он мог запросто уйти от них на своем джипе».
Неприятности всесильного предпринимателя начались после ареста избранного в 2011 году мэра-коммуниста Ильи Потапова, на которого Голубев имел неограниченное влияние. О стиле взаимоотношений Голубева и Потапова можно судить из аудиозаписи их разговора, где предприниматель отчитывает мэра, как школьника, за неправильные, с его точки зрения, действия.
«До сих пор без одобрения Голубева не решается ни один сколько-нибудь серьезный вопрос», — утверждает юрист одной из новосибирских компаний, развивающий бизнес на территории Бердска. Невозможно ни договор аренды оформить, ни участок земельный купить. Ответ везде один и тот же: «Надо уточнить у Виктора Алексеевича».
Голубев умеет держать свое слово, несмотря на отсутствие необходимых юридических документов. Так, в его новостройках квартиры оформляются по серым схемам, но до сих пор не было ни одного инцидента с обманутыми дольщиками. Жилье оформляется по договорам займа, которые с юридической точки зрения весьма слабо защищают покупателя жилья.
Влиятельному бизнесмену придется сесть за решетку, полагают юристы. «Суд примет сторону обвинения», — убеждена управляющий партнер юридической фирмы «Гребнева и партнеры» Ирина Гребнева.
Она поясняет, что дело уже находится в суде, а оправдательные приговоры выносятся российскими судами не более чем в 4 % случаев. «И те — по большей части судами присяжных», — подчеркивает она. «Голубева ждет реальный срок, но не за подпольный завод, а за хранение боеприпасов», — полагает управляющий партнер ЮФ «Бизнес и право» Евгений Сизов (максимальный срок по ст. 222 УК РФ «Незаконное хранение боеприпасов» — 3 года. — Я.Я.). По его словам, сложившаяся судебная практика такова, что по статье «незаконное предпринимательство» людей практически никогда не осуждают к реальным срокам отбытия наказания. «Около 60 % приговоров по данной статье составляют штрафы, — знает юрист. — Остальные приговоры — лишение свободы, но с применением ст. 73 УК РФ — условное осуждение». А по ст. 222 УК РФ реальные сроки назначаются примерно в 70 % случаев, дополняет Сизов.
Доход, полученный Голубевым от незаконного предпринимательства, вряд ли будет взыскан, предполагает Сизов. Он ссылается на действующую практику — сейчас суммы дохода, получаемого от незаконного предпринимательства, крайне редко взыскиваются в пользу государства.
Чаще всего эти «незаконные» доходы остаются в распоряжении предпринимателя. «Если б я действовал со стороны государства, то наложил бы арест на все имущество и все активы обвиняемого, — рассуждает он. — Вернуть ущерб получилось бы с помощью механизма торгов, либо осужденный сам добровольно погасил бы штраф».
Голубев, похоже, разделяет мнение Сизова. На вопрос автора публикации, какого приговора он ожидает, Голубев ответил: «Всё будет хорошо, всё будет замечательно. Подождите немного, и всё узнаете». И широко улыбнулся.
Яна Янушкевич
Фото Анны Золотовой