29–30 марта в новосибирском Экспоцентре прошла крупная конференция разработчиков CodeFest, организованная компанией «2ГИС». В числе прочих докладчиков на мероприятии выступил создатель самой популярной в мире мобильной игры Angry Birds Питер Вестербака. Корреспондент НГС.БИЗНЕС побеседовала с одетым в красную толстовку создателем «злых птичек», который во время беседы не отрывался от планшета и успел признаться, что люди готовы работать на него за копейки, а российским бизнесменам хоть и можно доверять, но ситуация с бюрократией у нас просто абсурдна.
Справка: Питер Вестербака (Peter Vesterbacka) — посол бренда Rovio Entertainment и обладатель загадочной должности «Могучий Орел», создатель франшизы Angry Birds и более 50 других игр. Питер, кроме того, — соучредитель и создатель MobileMonday, а также основатель Some Bazaar — уникального подхода к созданию новых предприятий. В 2011 журнал Time признал Питера Вестербаку одним из 100 самых влиятельных людей в мире.
Есть информация о том, что вы планируете нанимать новосибирцев к себе на работу, — это правда?
Все верно. Да, мы всегда в поиске талантов, и Новосибирск не исключение. У нас в компании работает 850 сотрудников 40 национальностей, они рекрутированы по всему миру — лучшие из лучших. В Новосибирске и в Сибири мы впервые, сейчас хотим получить какой-то опыт, понять, какие тут есть таланты, стартапы и команды.
С кем из разработчиков уже пообщались, кто заинтересовал?
Встречи запланированы у нас на завтра, сегодня было выступление. И нам очень важно найти контакт с молодыми стартаповцами, ребятами, у которых есть драйв и желание успешно построить свой бизнес. Именно такие люди в будущем могут быть нашими партнерами или сотрудниками.
Сколько у вас россиян в команде, есть ли сибиряки?
У нас работает 12 человек из России, из разных регионов. Но я не уверен, есть ли среди них сибиряки. Они трудятся в разных подразделениях компании.
Сколько вы платите русским? Их выгоднее нанимать, чем индусов или китайцев?
У нас очень интернациональная команда — 40 национальностей, — но разработчики игр в основном финны и шведы. Это наша основная команда. Остальные ребята — это лучшие из лучших со всего мира: от России до Бразилии. Эти ребята, которые к нам идут, они все болеют этим, живут этим. Зарплаты у нас платят не в зависимости от национальности и страны, а в зависимости от таланта, от уровня специалиста. В целом они на рыночном уровне.
Какого порядка примерно?
Вы можете загуглить это, если честно, я сам понятия не имею. Вообще у людей огромное желание попасть к нам в компанию, они готовы работать за копейки, потому что им важен именно опыт и наша атмосфера.
У вас есть удаленные сотрудники?
Нет, все работают в офисе. Мы оплачиваем им визу, квартиру, помогаем со всеми бюрократическими вопросами.
Какой уровень нужно иметь в Angry Birds, чтобы устроиться к вам работать?
Люди, которые работают у нас в студии, действительно любят играть, это их жизнь, и они играют днем и ночью — это не только их работа. В том числе играют в Angry Birds. Однако у нас нет каких-то специальных требований к сотрудникам по уровню в игре, которого они достигли.
В какие игры играете вы сами?
Я играю во множество игр. Это часть моей работы — знать, что происходит на нашем рынке, быть на волне и понимать конкуренцию. Кроме того, много играть приходится потому, что я 300 дней в году в разъездах, в самолете. Например, Supercell — очень сильная финская компания, она заработала 100 млн долларов только на монетизации своей игры. Сама игра (Clash of Clans, одна из лучших стратегий в истории игр. — З.К.) бесплатная, но там можно делать внутренние покупки. У них очень интересные игры. В Angry Birds я играю несколько часов в день.
А если говорить об офлайн-играх?
Если честно, у меня не очень много времени остается для офлайна. Поэтому я стараюсь играть с моими детьми в те игры, которые им нравятся: теннис, футбол, мяч на паркете.
Не стыдно ли вам за то время, которое люди тратят на Angry Birds в ущерб реальной жизни?
Я считаю, что это очень хорошо для детей — играть в игры, это лучше, чем смотреть телевизор. Если взять своих детей, то я бы предпочел, чтобы они играли, а не смотрели телевизор. Игры развивают логическое мышление. Angry Birds создавалась с учетом законов физики и гравитации, поэтому она очень познавательная.
Вернемся к бизнесу. Как вы можете описать портрет российского бизнесмена? Какие характерные черты?
Хотелось бы шире поставить этот вопрос: не какой бизнесмен, а какая бизнес-атмосфера, насколько она продуктивна для ведения бизнеса. Есть, конечно, такой показатель, как доверие: доверяешь ли ты людям тут или нет. Здесь ты доверяешь. Но атмосфера [в России] в целом далека от идеальной. Нужно работать над тем, чтобы давать возможность молодым предпринимателям, поддерживать их начинания. Вся бюрократическая волокита, которая есть в России, — она неприемлема. Такого нет нигде в Европе и ни в одной стране с успешной экономикой. Например, у нас фирму можно за один день зарегистрировать, стартовый капитал за два дня получить. Все очень быстро и продуктивно, и ты не тратишь на это силы и энергию. А в России люди тратят массу сил на это.
Зинаида Кузнецова
Фото автора (1), скриншот игры Angry Birds (2)