Министерство экономического развития прогнозирует серьезное подорожание продовольственных товаров в ближайшие месяцы из-за продолжающегося обвала рубля. Поставщики уже предупредили региональные торговые сети о предстоящем повышении оптовых цен по ряду позиций как минимум на 5%. Между тем в магазинах цены на овощи, фрукты и мясо уже выросли почти на 20%.
В опубликованном на днях мониторинге Минэкономики отмечается, что стоимость продуктов питания в январе выросла на 0,3%. Ведомство зафиксировало сильный рост цен на овощную продукцию, а также картофель. Анализируя последние события с курсами двух мировых валют и продолжающейся девальвацией рубля Минэкономразвития предупреждает россиян о предстоящем взлете цен на все продукты питания. «Учитывая, что доля импорта на рынке продовольственных товаров весьма высока, произошедшее в январе ослабление рубля может привести к дальнейшему ускоренному росту цен на продовольственные товары», – дает прогноз ускорения потребительской инфляции министерство.
Согласно данным Федеральной таможенной службы, доля продовольствия в структуре импорта выросла с 12,8% в 2012 году до 13,6% в 2013 году. Стоимостный объем импорта продуктов и сырья, по данным Минэкономики, за год увеличился на 6% при росте стоимости импорта лишь на 0,2%. Средние цены продовольственного импорта при этом прибавили 2,6% – в основном за счет молочных продуктов и рыбы, отмечается в обзоре газеты «Коммерсантъ».
Руководитель проекта «Народный контроль» Вадим Воробей, озвучивая последние данные мониторинга цен продуктов питания в магазинах, заявляет, что крупные торговые сети города уже подняли стоимость некоторых товаров. Стремительный рост демонстрирует практически вся овощная продукция. По его данным, огурцы и помидоры на прилавках городских магазинов выросли в цене почти на 20%. Вслед за этим стали дорожать капуста, морковь, картофель и лук, ежемесячно прибавляя в цене по 3%. Собеседник сайта считает, что рост цен на овощи связан, во-первых, с повышенным спросом во время праздников, а также с тем, что в магазинах сейчас представлена только тепличная продукция, которая будет только дорожать до сбора нового урожая. Однако больше всего эксперт опасается за существенный рост цен на свинину и говядину, которая, по последним данным, уже подскочила в среднем на 5% и, по всей видимости, стоимость мяса в ближайшее время будет только расти.
Руководители региональных торговых сетей комментировать вопрос роста цен на продукты питания категорически отказываются. Менеджер по связям с общественностью торговой сети «Молния» Анастасия Логиновская заверила, что о росте оптовых цен на продукты питания в компании неизвестно. Коммерческий директор розничной сети «Проспект» Андрей Грибанов также заявил, что серьезного увеличения оптовых цен на продукты питания пока не замечено. «Инфляция существует, безусловно, и на любую группу товаров – не важно, завязаны они на курс евро и доллара или нет, происходит повышение цен», – резюмирует он.
В торговой компании «Тимшел», поставляющей продовольственные товары в ряд торговых сетей, информацию о повышении отпускных цен подтвердили, напомнив, что изменения в конечном счете скажутся на розничных расценках. По словам директора компании Михаила Рукавишникова, ритейлы уже получили от поставщиков соответствующее предупреждение. «У некоторых крупных поставщиков отпускные цены сейчас увеличились минимум на 5%, – отмечает он. – Если у одних это связано с импортом и валютными скачками, то другие просто подхватили тенденцию и на фоне этого также задрали ценник».
Аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин отмечает, что в первую очередь на фоне ослабления рубля наблюдается рост цен на импортную продукцию и российские товары с высокой долей зарубежного сырья или комплектующих в себестоимости. «Такая продукция в краткосрочной перспективе может вырасти в цене приблизительно в диапазоне 5-10%»,- уверен эксперт. По его мнению, наиболее заметные темпы роста будут характерны для сектора непродовольственных товаров, продукции легкой промышленности. Впрочем, на ряд товарных групп эти процессы распространяться не будут, так как нивелировать потенциальный рост будет высокая конкуренция. «Например, не стоит ожидать выраженного роста в потребительской электронике и аналогичных группах, – говорит Максим Клягин. – Одновременно в отдельных сегментах продовольственного рынка с высокой долей импорта вполне может наблюдаться заметный рост. Речь, например, идет о некоторых видах молочной продукции, значительной доле овощей и фруктов, отдельных видах мяса», – констатирует он.