18 января вторник
СЕЙЧАС -9°С

Ловушка для «Пегаса»

Новосибирцы нашли способ поехать в отпуск за счет туроператоров — последние несут убытки и грозят туристам повышением цен на отдых

Поделиться

Поделиться

Новосибирские суды приняли несколько решений в пользу туристов, пострадавших от агентства «С-тур». Они постановили взыскать крупные суммы с туроператора, с которым работала прогоревшая фирма. Как сообщили юристы общественной организации «Аурис» (представляют интересы пострадавших туристов), в суды города поступили 4 иска к туроператору «Пегас-Новосибирск» (местное отделение Pegas Touristik) от обманутых клиентов «С-тур». В феврале по одному иску решение вступило в силу, два удовлетворенных иска туроператор пытается обжаловать, еще один иск рассматривает суд первой инстанции.

Клиенты «С-тур» столкнулись с массовым аннулированием уже оплаченных туров в июле 2013 года, когда закрылось это турагентство. Сотрудники УЭБиПК ГУ МВД РФ по НСО тогда начали доследственную проверку. По данным разных источников, о себе заявили от 78 до 90 потерпевших. Директор турагентства не явился ни на одно судебное заседание — повестки, которые ему высылали, возвращались нераспечатанными.

В стоимость входили перелет и размещение в четырехзвездочном отеле на курорте Коста-Дорада, в пяти минутах ходьбы от берега Средиземного моря. Семья с нетерпением ждала вылета, назначенного на середину июля. В июне в СМИ появилась информация о туристах, которые не смогли улететь по путевкам, купленным в «С-Тур», и женщина начала беспокоиться. Офис агентства оказался закрыт, а туроператор сообщил, что путевка аннулирована, так как турагентство не перечислило деньги. Тогда женщина обратилась к юристам. Они составили претензию к туроператору. Тамара Б. еще не теряла надежды отправиться в путешествие, которого с нетерпением ждали дети, и потребовала выдать ей ваучер, билеты и страховку. После того как «Пегас» отказался, она обратилась в Заельцовский районный суд с финансовыми требованиями. Судья посчитал, что в данном случае нести ответственность за своего агента обязан туроператор.

Требования Тамары Б. суд удовлетворил частично, обязав «Пегас» выплатить ей 715 тыс. руб. Изначально женщина требовала 1,8 млн руб. Она пыталась взыскать полную стоимость путевки 233 тыс. руб., неустойку 923 тыс. руб., компенсацию морального вреда 60 тыс. руб. и штраф — 50 % от взысканной суммы.

Суд ограничил неустойку стоимостью путевки, моральный вред оценил в 10 тыс. руб., назначил штраф 238 тыс. руб.

Директор по туризму «Пегас-Новосибирск» Марина Безрядина сообщила, что компания будет обжаловать решения суда по клиентам компании «С-тур», но если сделать этого не удастся, выплатит компенсации в установленном законом порядке. Она настаивает — взыскивать деньги за неудавшийся отпуск нужно с агента. «Юридическое лицо, которое ведет свою хозяйственную деятельность отдельно от туроператора, должно нести ответственность. Оператор может отвечать только за те услуги, которые входят в турпакет», — считает г-жа Безрядина. Подобных случаев — когда суд взыскивал бы с туроператора стоимость путевки, купленной у агента, — она припомнить не смогла.

Судебные решения по клиентам «С-Тур» могут открыть дорогу недобросовестным турагентам — кто-то захочет исчезнуть с деньгами клиентов, уверенный в своей безнаказанности, опасается г-жа Безрядина. Она предупредила, что шанс взыскать деньги с туроператора есть далеко не у каждого пострадавшего.

«В большинстве случаев агенты, которые решились на это мошенничество, ничего не бронируют, выдают туристам подложные документы — по ним туроператор ничего не исполнит», — уверила собеседница. Она еще раз призвала туристов пользоваться услугами надежных фирм, проверять бронирование и оплату путевки на сайте туроператора и не доверять скидкам выше 5 %.

Партнер юридического агентства «Экви» (работали над делом совместно с юристами «Аурис») Астрик Рашоян считает, что главная ошибка туроператора в том, что он сотрудничал с ненадежным агентом — бронировал туры по заявкам фирмы, долг которой перевалил за 2 млн руб. Когда агент не рассчитался, оператор аннулировал тур, хотя делать этого не имел права — если бы не это, туроператора трудно было бы привлечь к ответственности, полагает юрист.

Г-жа Рашоян предположила, что раньше людям просто не приходило в голову взыскивать деньги с туроператора. Клиенты «С-тур» после исчезновения ее директора и менеджеров несколько дней дежурили у офиса. Потом написали коллективное заявление в полицию, возмущались на форумах и опустили руки. Однако

в феврале в «Аурис» стали поступать звонки от клиентов, оставшихся без отпуска по вине турфирм, — они тоже хотят попробовать взыскать деньги. Большинство потенциальных исков адресовано «Пегасу», но есть и другие операторы — в процессе находится иск к компании «Санмар».

Член правления Новосибирской ассоциации туристских организаций (НАТО) Игорь Соловьев уверен, что туроператор не должен нести ответственность за своих агентов, но такие ситуации случаются. Причина — в несовершенстве закона «О туристической деятельности», в котором не прописана степень ответственности обеих сторон. Туроператоры, по возможности, принимают меры, чтобы себя обезопасить — так, «Пегас» с 2014 года перевел агентов на контрактную основу и внес изменения в электронную систему бронирования. Строчка о том, что тур одобрен, появляется только после полного перевода денег на счет туроператора, знает г-н Соловьев.

Необходимость рассчитываться за безответственных агентов может нанести вред только мелким туроператорам — крупные игроки вроде «Пегаса» не почувствуют убытков, даже если пострадавшие пойдут в суды десятками, уверен собеседник. Он предупредил, что всплеск количества исков может больно ударить по самим туристам. Операторы будут вынуждены ужесточить требования к агентам — например, поднимут сумму депозита, который должен внести агент, чтобы продавать туры. Тогда мелкие фирмы закроются и на рынке исчезнет конкуренция, которая сейчас заставляет турагентства бороться за каждого клиента. Потребитель лишится акций и скидок, во время которых путевку можно купить по привлекательной цене, предполагает г-н Соловьев.

Дарья Староверова

Фото thinkstockphotos.com

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter