Реклама
СЕЙЧАС -13°С
Все новости
Все новости

Два квадрата на брата

Новосибирск назвали магазинной столицей России; чтобы тягаться с мировыми столицами торговли, городу нужно утроить количество крупных ТЦ

Поделиться

Мэрия Новосибирска отчиталась о рекордном числе торговых площадей на 1000 жителей, заявив, что по этому показателю город обошел Москву, Санкт-Петербург и Екатеринбург. Эксперты скептически отнеслись к обнародованному достижению, заметив, что качественных торговых площадок в Новосибирске по-прежнему не хватает. Каким ТЦ грозит разорение с усилением конкуренции на рынке торговых площадей, каких торговых форматов городу не хватает и о грядущих знаковых открытиях — в материале НГС.БИЗНЕС.

В конце августа и.о. начальника управления потребительского рынка мэрии Новосибирска Татьяна Болаболова озвучила журналистам самые свежие данные об обеспеченности горожан торговыми площадями. По ее словам, на 1000 жителей Новосибирска на 1 января 2013 года приходилось 1722 кв. м торговых площадей (почти 2 кв. м на человека). Госпожа Болаболова констатировала, что город обогнал по этому показателю Москву, Санкт-Петербург, а также близкий Новосибирску по численности населения Екатеринбург.

Достигнутый результат представитель мэрии подробно не комментировала, сообщив лишь о существовании некого реестра торговых объектов, ставшего базой для подсчета торговых площадей в Новосибирске. Запрос НГС.БИЗНЕС в управление потребрынка о том, какие торговые объекты принимались в расчет, на момент сдачи материала остался без ответа.

Эксперты и аналитики рынка торговой недвижимости поставили под сомнение внезапно обретенный Новосибирском статус «столицы магазинов». «Несмотря на высокие озвученные показатели, до насыщенности рынка Новосибирску еще очень далеко. Мы даже не дотягиваем до показателя 50 %», — уверена директор исследовательской компании BCGroup Юлия Мосина. Как поясняет замдиректора по сдаче в аренду торговых центров консалтинговой компании Knight Frank Евгения Хакбердиева, при расчете показателя обеспеченности торговыми площадями региональный комитет статистики или городская администрация учитывают все городские помещения, на площадях которых формируется розничный товарооборот. Власти, например, могут включать в расчет квартиры на магистралях, выведенные из жилого фонда, говорит руководитель аналитического центра «Сибакадемстрой Недвижимость» (САСН) Татьяна Казакова. Аналитики консалтинговых компаний, как правило, учитывают лишь площадь качественных (профессиональных) торговых объектов.

По данным руководителя направления консалтинга в сфере торговых площадей компании Jones Lang LaSalle Антона Коротаева, сегодня общий объем рынка качественных торговых площадей в Новосибирске составляет 345 тыс. кв. м, а обеспеченность на 1 тыс. человек — всего 230 кв. м.

Поделиться

«Для сравнения: в Екатеринбурге общий объем рынка достигает 517 тыс. кв. м, обеспеченность — 375 кв. м, в Казани — 459 тыс. кв. м и 395 кв. м на тысячу жителей соответственно», — отмечает эксперт. Евгения Хакбердиева из Knight Frank добавила, что среди мировых столиц по обеспеченности торговыми площадями лидируют Лондон (383 кв. м на 1 тыс. жителей), Париж (388), Берлин (405), Варшава (785), Милан (802) и Стокгольм (879).

Эксперты САСН принимают в расчет отдельно стоящие или встроенно-пристроенные здания с пятью или более арендаторами площадью более 1000 кв. м и универсальным товарным рядом. По оценке Татьяны Казаковой, при таком подходе на 1 тыс. жителей «набегает» порядка 900 кв. м. торговых площадей. В целом ни один из городских районов не обделен торговыми точками. «Единственное, что можно указать, — это недавно расстроенный Первомайский район (население прибыло существенно, а инфраструктура нет) и Академгородок. В зоне возможного дефицита — быстро строящиеся крупные жилые микрорайоны», — рассуждает г-жа Казакова.

По оценке г-жи Хакбердиевой, рынок торговой недвижимости Новосибирска начал развиваться в 2005 году, когда в городе заработали первые профессиональные торговые центры. «По мере развития рынка и роста конкуренции торговым центрам, открытым 5–7 лет назад, становится все сложнее удерживать свои позиции. Торговые операторы при появлении в городе новых более качественных объектов переезжают в них», — констатирует эксперт из Knight Frank. Глава аналитического агентства RID Analytics Елена Ермолаева не ждет «какого-то массового разорения торговых центров или магазинов», отдавая при этом должное роли концепции и местоположения в судьбе любого ТЦ.

«ТЦ «Юпитер» испытывает проблемы с концепцией и посещаемостью, потому что площади проданы по частям. «Москва» испытывает проблемы давным-давно. Там концепции четкой как таковой нет, мало брендовых арендаторов. «Бонанза» со своей проблемой с электроэнергией. «Малинка» — неудачное место, неудачная концепция», — перечисляет аутсайдеров рынка эксперт.

«У нас есть два, три, четыре более-менее нормальных торговых центра, остальное — какое-то все обычное или никакое», — вторит управляющий партнер Nazarov&Partners Александр Назаров, припоминая из неудач девелоперов ТЦ «Манхэттен» на ул. Ленина, «Олимпию» и «Фараон» (оба — на ул. Галущака), а также «Золотую Ниву».

Татьяну Казакову терзают сомнения относительно успешной судьбы торговых центров на площади Маркса: «Их много, концепции практически ни у кого нет, в результате они друг друга гасят. Им бы сговориться, кто каких арендаторов к себе зовет, — и мог бы получиться такой многокорпусный молл. А так, когда каждый тянет одеяло на себя, — повезет не всем».

Одним из сигналов обилия некачественных торговых площадок может быть и стагнирующая с кризиса 2008 года средняя арендная ставка. Сейчас, по данным САСН, она балансирует на уровне 1000 руб. за кв. м в месяц.

При запуске нового проекта девелоперам стоит обратить внимание на незаполненные ниши. По словам Елены Ермолаевой, в городе пока не представлены многие концепции: power-центры (центры с товарами от производителя — ритейл-парки), outlet-центры (моллы, специализирующиеся на распродажах коллекций прошлых сезонов), специализированные ТЦ, которые торгуют, например, только тканями или только спортивными товарами. В ближайший год ничего подобного в городе не появится.

Из грядущих знаковых открытий, способных повлиять на расстановку сил на рынке, Александр Назаров называет второй гипермаркет строительных материалов «Леруа Мерлен» у Димитровского моста, ТРЦ «Галерея Новосибирск» возле Центрального рынка, ТЦ «Эдем» в Академгородке, торгово-выставочный комплекс мебели и отделочных материалов «Калейдоскоп» на пл. Маркса и ТРЦ на месте недостроенного полиграфкомбината на Гусинобродском шоссе.

Елена Воробьева

Фото thinkstockphotos.com (1), Татьяны Кривенко (2)

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter