NGS
Погода

Сейчас-5°C

Сейчас в Новосибирске

Погода-5°

пасмурно, без осадков

ощущается как -10

3 м/c,

с-в.

754мм 71%
Подробнее
3 Пробки
USD 93,29
EUR 99,56
Реклама
Бизнес Экономика «Мы видим логический конец»

«Мы видим логический конец»

Новосибирцы не смогли улететь в отпуск по путевкам «Пегаса» из-за банкротства турагентства: эксперты рассказали, кто должен вернуть деньги за неудавшийся отдых

В начале июля новосибирское турагентство «С-Тур» прекратило свою деятельность неожиданно для клиентов, купивших через него туры, но так и не вылетевших на отдых. Всего от деятельности фирмы пострадали не менее 80 человек. По предварительным экспертным оценкам, ущерб составил 4 млн руб. Ответственность перед пострадавшими туристами агентство перекладывает на плечи туроператоров, ссылаясь на закон о туристской деятельности. Туроператоры, в свою очередь, готовы нести ответственность при условии, что агент докажет, что он официально бронировал туры для этих клиентов. Следствие выясняет, банкротство это или мошенничество, а несостоявшиеся туристы надеются вернуть назад свои деньги. Эксперты считают, что шансов у них очень мало.

Справка: ООО «С-Тур» («Агентство путешествий и спорта «С-Тур») зарегистрировано 15 сентября 2010 года. В 2012 году директором стал Дмитрий Родин. Офисы размещались на пл. Карла Маркса, 5 и на Красном проспекте, 157/1. Агентство «С-Тур» работало по франшизе «Пегаса» и заключенному еще в 2010 году агентскому договору с ООО «Пегас-Новосибирск». Связанное с «С-Тур» «Агентство путешествий и спорта» сотрудничало с туроператорами «Библио Глобус», «Глобус-Тур», «Тез-тур», «Корэл», «Санмар» и «Натали Турс».

4 июля 2013 года агентство ООО «С-Тур» было закрыто представителями ОБЭП, документация компании опечатана. 31 июля директор агентства Дмитрий Родин подал исковое заявление в Арбитражный суд НСО о признании ликвидируемого должника банкротом. Оперуполномоченный УЭБиПК ГУ МВД РФ по НСО Юлия Хабибуллина подтвердила, что в настоящий момент полиция проводит доследственную проверку, однако подробности не озвучила, сказав лишь, что число пострадавших насчитывает несколько десятков человек, всем им причинен значительный ущерб.

«Это обычное туристическое агентство, работающее на рынке несколько лет. Оно, видимо, приняло решение закончить свою финансово-хозяйственную деятельность. В связи с чем — выяснит полиция Заельцовского района, которая ведет дело», — надеется г-жа Безрядина. Она подчеркнула, что по тем клиентам «С-Тура», которые пришли с денежными претензиями в «Пегас», даже предоплаты не проходило. По ее словам, туроператор не может контролировать агентов, потому как «ни одно юридическое лицо не имеет права вмешиваться в деятельность другого юридического лица».

Один из пострадавших клиентов Александр Елисеенко в июне купил за 83 тыс. руб. путевку в Таиланд в агентстве «С-Тур» на 12 ночей с 6 по 18 июля. За 10 дней до вылета он оплатил 50 % стоимости тура. Через три дня его попросили доплатить оставшуюся сумму, мотивировав это ростом курса доллара. «Мы внесли все деньги, и нам сказали, что за два дня до вылета нам на почту придет электронный билет. В итоге ничего не пришло, а телефоны не отвечали. Когда мы приехали в офис, все уже было закрыто, а в соседнем нам рассказали, что там побывала полиция с автоматами и все забрала», — вспоминает Александр. В полиции, куда он обратился с заявлением, ему сказали, что он уже 78-й по счету пострадавший. Еще одна пострадавшая клиентка Екатерина рассказала, что 5 июня купила в агентстве «С-Тур» путевку на троих в Турцию за 131,5 тыс. руб. Предоплата в размере 100 % прошла с кредитной карты. «22 июля я решила уточнить детали, но телефоны турагентства не отвечали. Тогда мы забеспокоились и начали звонить в «Пегас», где нам сказали, что мы такие не первые и что должны написать заявление в ОБЭП Заельцовского района», — рассказала Екатерина.

Изучая ситуацию с агентством «С-Тур», председатель Комитета по информационной политике и связям со СМИ Новосибирской ассоциации туристских организаций (НАТО) Игорь Соловьев выяснил, что агентство привлекало клиентов 7%-ной сидкой. По его словам, если агентство дает скидку больше чем 5 %, то значит, что начинается финансовая пирамида, а это практически нулевая рентабельность и прямой путь к банкротству.

«Например, вы пришли в августе и заплатили за новогодний тур. Но агентство этими деньгами платит за тех, кто полетит через две недели. И так повторяется много раз. В один прекрасный момент пирамида рухнет, и все останутся без денег», — описывает возможное развитие событий директор новосибирского офиса «Тез-тур» Галина Машухова. «Клиенты должны понимать, что туризм — это бизнес низкомаржинальный, и большие скидки их должны насторожить», — подчеркивает Марина Безрядина. Эксперты рекомендуют всем клиентам проверять свои заказы на сайте у туроператоров, где есть функция «проверка статуса заявки» по номеру паспорта.

По словам Игоря Соловьева, клиентам, скорее всего, вернут лишь часть денег. При условии, что на счету фирмы остались средства. Галина Машухова тоже считает, что по решению суда турфирме придется деньги возвращать. «Аналогичные случаи на рынке показали, что деньги никто не возмещает», — напоминает Марина Безрядина.

Юрист организации по защите прав потребителей «Аурис» Астрик Рашоян, оказывающей юридические услуги пострадавшим от действий фирмы «С-Тур» туристам, считает, что туроператорам знакома ситуация, когда для получения необходимого оборота турагенты вынуждены продавать туры со скидкой, не обеспечивающей необходимой рентабельности. «В данном случае мы видим логический конец этого: в один день оборота просто перестало хватать на покрытие всех необходимых расходов», — рассказывает г-жа Рашоян. По ее словам, общий дефицит «С-Тура» составляет менее 3 млн руб. Основная его масса образовалась более полутора лет назад, еще при предыдущем руководстве компании. Теперь, по словам юристов, в соответствии с законодательством, ответственность перед туристами должен нести не агент, а туроператор, чью путевку покупали новосибирцы.

«Туроператор несет ответственность перед туристом или иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени», — считает юрист Астрик Рашоян. Ответственность каждого туроператора застрахована на несколько десятков миллионов рублей, и этой суммы хватит для покрытия всех требований туристов.

Фактически стать турагентом может каждый, считают эксперты. Для этого необходимо купить компьютер и телефон, зарегистрировать свое предприятие и заключить договоры с туроператорами. Оператор дает агенту онлайн-пароль, по которому тот может бронировать туры. «Есть операторы, которые очень внимательно следят за деятельностью агентств и жестко относятся к финансовым вопросам. Если агент не оплатил в течение трех суток после подтверждения заявки, то ее аннулируют, агентство отключат от пульта, и оно уже не сможет бронировать, попав в черный список», — поясняет Галина Машухова.

Напомним, что в 2011 году уголовное дело было заведено на Светлану Панарину, директора фирмы «Альрабия-Турс». Суд признал Панарину виновной в совершении более 20 эпизодов преступлений, предусмотренных ч.ч. 2, 3 ст. 159 УК РФ (хищение денежных средств путем мошенничества), и назначил наказание в виде 6 лет лишения свободы условно, с испытательным сроком 3 года. Также суд лишил ее права в течение трех лет заниматься деятельностью, связанной с распоряжением денежными средствами. Следствие установило, что в период с января по декабрь 2010 года Панарина путем мошенничества похитила у граждан 2 425 128 руб. Приговором суда удовлетворены иски потерпевших на общую сумму 1 716 258 руб.

Лариса Сокольникова

Фото thinkstockphotos.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления