NGS
Погода

Сейчас-5°C

Сейчас в Новосибирске

Погода-5°

пасмурно, без осадков

ощущается как -10

3 м/c,

с-в.

754мм 71%
Подробнее
0 Пробки
USD 93,29
EUR 99,56
Реклама
Бизнес Экономика «Нас сознательно подталкивают к банкротству»

«Нас сознательно подталкивают к банкротству»

Миллионер Вениамин Пак рассказал, на чем заработал первые деньги и почему «Ройял Парк» отказался платить по долгам казахстанского банка

Девелоперской компании Вениамина Пака удалось создать в Новосибирске торговые комплексы, которые успешно конкурируют с сетевыми проектами транснациональных гигантов — такими как «МЕГА-ИКЕА» или «Аура». Предприниматель, спортсмен, политик, девелопер рассказал порталу НГС.БИЗНЕС о том, как начал заниматься строительством, что ждет новосибирский рынок бизнес-центров, а также почему Новосибирск не подходит для поиска инвесторов.

Вы представитель одной из крупнейших национальных диаспор на территории Новосибирска. Родной язык помните?

Не помню, ведь я вырос среди русских. Родился в Находке, спустя 3 года наша семья переехала в Душанбе — отца назначили главным инженером монтажного управления треста «Центрэлектромонтаж», подразделения Минмонтажспецстроя СССР. Мой отец был большой профессионал своего дела, отвечал за всю энергетику в республике, от электростанций до электрооборудования заводов и уличных фонарей. Это огромный груз ответственности — он переживал за свое дело, работал днями и ночами… Неудивительно, что умер, когда мне было 15 лет. В тот день мое детство кончилось.

О, так вы сын большого начальника…

Я сын большого человека, прежде всего. Но вы правы — пока был жив отец, мне жилось замечательно. Учился в центральной школе Душанбе, в математическом классе. Особым прилежанием не отличался, предпочитал урокам общение с друзьями. Тогда я был мал и, мягко говоря, не совсем умен — в душе надеялся, что отец поможет мне с поступлением в вуз. Но за три дня, которые мы хоронили папу, я стал другим человеком. Это был 9-й класс, за четверть в моем дневнике красовалось 8 троек. Исключением была физкультура, труды и еще что-то, не помню. Год закончил без единой тройки. После окончания школы поступил на электроэнергетический факультет НЭТИ.

Как вы начали заниматься бизнесом?

Обыкновенно, как и все, — учился в аспирантуре, получал 100 руб. стипендии. К тому моменту у меня семья уже была, дети. Друзья подсказали возможность заняться швейным бизнесом, и я организовал швейный кооператив.

А деньги где взяли?

Занял. Друзья помогли.

Долго просуществовал ваш кооператив?

До начала 90-х.

А как пришли в строительство?

В составе нашего бизнеса была строительная компания, которая занималась подрядными работами, но хотелось быть не просто подрядчиком, а создать что-нибудь настоящее. Например, современный торговый центр — из тех, что строят за рубежом. Дворцы торговли, так не похожие на советские магазины. Как-то я обратил внимание на часть запущенного оврага на Красном проспекте, «обрамление» реки Ельцовки. И понял, что здесь, если хорошенько потрудиться, можно поставить крупный торгово-развлекательный комплекс. Кстати, в советские времена именно на этом месте, говорят, был запланирован огромный суперсовременный кинотеатр со стереоэффектами: предшественниками 3D. Так что участок, наверное, просто ждал того, кто его увидит!

Участок был куплен на вторичном рынке — наверное, кучу денег стоил?

На дворе стоял 2004 год, цены были невысокие. К тому же участок не вызывал особенного интереса у потенциальных покупателей, он был очень проблемный с технической точки зрения. Выкупив площадку, мы обратились в американскую компанию Gensler, которая разработала концепцию будущего комплекса. Вооружившись бумагами, я отправился искать инвесторов.

Где искали?

В столице, это финансовый центр всей страны.

Среди местных предпринимателей не нашлось желающих участвовать?

Может быть, они были правы в своей осторожности: строить на таком участке очень рискованно. К счастью, в Москве нам удалось найти единомышленников. Так, довольно быстро договорились с оператором мультиплексов «Синема Парком». Также в проект вошел кузбасский ритейлер «Кора». Настоящей удачей стало знакомство с турецкой строительной компанией Renaissance Construction. Это одна из самых мощных строительных компаний во всем мире. Потом в Новосибирске у нее появился первый собственный девелоперский проект — ТРЦ «Аура».

Разница в менталитетах не помешала вам общаться?

Предприниматели всего мира мыслят похожим образом. Владелец компании Эрман Ылыджак — один из самых известных и влиятельных людей не только в Турции, но и в мировом бизнесе. Общение с ним всегда конструктивно.

Вам удалось оспорить в арбитражном суде легитимность получения кредита от Halyk Bank, иностранной кредитной организации, не имеющей представительства на территории РФ. Интернет взорвался от возмущенных публикаций, что де брать деньги можно, а возвращать…

Из всех событий пресса почему-то выхватила только один-единственный эпизод юридической защиты. Все остальное почему-то осталось незамеченным — какую сумму мы уже выплатили, размер банковских комиссий, позиция банка…

Вы тоже были не очень разговорчивы — банк охотно комментировал ситуацию, а вы молчали.

Я бы предпочел вообще ничего не комментировать, пока не вынесено итоговое судебное решение, — считаю, так честнее.

Какова предыстория ваших взаимоотношений с банком?

Банк предоставил нам финансирование в размере $103 млн, и за несколько лет мы выплатили около $43 млн в счет погашения и обслуживания этого долга. Хотя мы аккуратно выплачивали долг, банк менял условия — повышал ставки, требовал комиссии. Только вдумайтесь, ставки доходили до 17 % в валюте (долларах США), а комиссии — до 20 % от суммы предоставленного финансирования. Плюс к этому в 2011 году из-за смены законодательства РФ кредиты в валюте стали облагаться повышенным налогом на прибыль, что сделало нагрузку на наш бизнес запредельной, невыносимой. Дальше обслуживать кредиты мы не смогли.

Сколько сейчас составляет сумма вашего долга и намерены ли вы ее выплачивать?

Сумма нашей задолженности банку не установлена, в спорных ситуациях она определяется решением суда. Мы никогда не уклонялись от наших обязательств и впредь не намерены это делать. Мы предупреждали банк, что нагрузка, которую они нам предлагают по новым условиям, является невыносимой — написали в банк около 30 писем, презентаций, финансовых моделей, но конструктивного разговора так и не получилось. Мы начали осознавать, что нас сознательно подталкивают к банкротству, чтобы отобрать активы. Наши опасения подтвердились в 2011 году, когда на одной из встреч представитель банка сообщил, что если мы перестанем платить, банк заберет наши торговые центры, причем с большим дисконтом от рыночной цены, выплачивать банку остаток долга продолжат физические лица-поручители. После этого мы приняли решение приостановить обслуживание всех долгов, пока не договоримся с банком о справедливых и рыночных условиях ведения бизнеса. Но если стороны не могут договориться самостоятельно, то они обращаются в арбитражный суд, который и выносит решение. Что, собственно говоря, и было сделано.

Процедура банкротства — выход для вас?

Мы подали на банкротство в соответствии с законом, потому что не можем в один момент выплатить банку 390 млн руб., как постановил арбитраж.

На ваш взгляд, конфликт между вами и казахстанским банком создает угрозу инвестиционной привлекательности российского бизнеса?

Если один банк нарушил требования законодательства, то это вовсе не означает, что весь инвестиционный климат оказывается под угрозой. Иностранные банки давно и активно кредитуют российских заемщиков, и отдельный случай не может спровоцировать отток инвестиций. Есть спор хозяйствующих субъектов, в котором нет никакой политической подоплеки. Наши юристы, проанализировав документацию по кредитованию наших проектов, обнаружили нарушения законодательства и на этом построили свою линию защиты.

Как существующая ситуация и банкротство повлияют на работу торговых центров? Скажется ли это на арендаторах?

Никак не повлияет. Торговые центры работают и будут работать. В наших интересах сохранять эффективность этого бизнеса и создавать все необходимые условия для арендаторов и посетителей. Привлекательность наших торговых центров в связи с ситуацией не снизилась, мы фиксируем небольшой, в размере 2 %, но все-таки прирост посетителей.

Повлияет ли появление новых торговых центров в Новосибирске на рентабельность существующих?

Рыночные возможности в нише торговых центров существуют, место на рынке есть. Появление новых объектов перераспределит существующие потоки посетителей, усилит конкуренцию. В Новосибирске торговля будет развиваться и требовать новых интересных форматов.

Планируете ли вы новые бизнес-проекты?

Хотелось бы плотнее заняться «Ройял Парком» и «Голден Парком». Сейчас я вижу, как можно изменить их, улучшить, сделать более посещаемыми, доступными для людей. Бог даст — наши планы сбудутся.

Яна Янушкевич

Фото Стаса Соколова (1), из архивов спортивно-профессионального клуба «Успех» (2, 3)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления