3 декабря пятница
СЕЙЧАС +0°С

АИ-95: сделано в НСО

Новый нефтезавод под Новосибирском поможет снизить цены на бензин и даст более 600 рабочих мест, но в успех проекта эксперты не поверили

Поделиться

Поделиться

Группа частных инвесторов выкупила 185 га заброшенной сельскохозяйственной земли, болот и самосеянного леса в Новосибирской области для строительства крупного нефтезавода. Об этом в четверг, 4 июля, сообщил глава Октябрьского сельсовета Куйбышевского района НСО Виктор Маляревич. В администрации района подтвердили интерес компании «Нефтеперерабатывающий завод Барабинский» к местной земле и сообщили, что сейчас земля проходит процедуру переоформления ее назначения «с сельскохозяйственной на промышленную».

Проект нефтезавода стоимостью около 45 млрд руб. накануне продемонстрировали правительству Новосибирской области. По данным пресс-службы областного правительства, производство мощностью около 3 млн тонн продукции в год (Омский НПЗ в 2012 году произвел около 19 млн тонн) разместят на участке 185 га. Директор ООО «НПЗ Барабинский» Александр Осьминин рассказал журналисту НГС.БИЗНЕС, что в структуре производства 1 млн тонн составят бензины «Премиум 95» и «Евросупер 98». Еще более 1 млн тонн — дизельное топливо, 80 тыс. тонн дорожного битума, а также около 0,3 млн тонн керосинов и около 0,25 млн тонн сырья для нефтехимии. Уже в 2016 году, по бизнес-плану, завод продаст готовой продукции на 1,8 млрд евро, к концу 2020 года — более чем на 3 млрд евро.

В управлении экономического развития, труда, имущества и земельных отношений администрации Куйбышевского района НСО уточнили, что работа с инвесторами началась более года назад. Власти помогали им выкупать паи у нескольких собственников сельхозземли. Участок НПЗ граничит со строящимся газовым терминалом «Газпрома» и находится в наибольшей близости к небольшому населенному пункту Малые Кайлы. «Завод будет в 1 км от жилья, 7 км от Барабинска», — добавил источник в администрации района. Глава Октябрьского сельсовета Виктор Маляревич заявил, что инвесторы не раз приезжали на место будущего строительства и что выкупленная земля обладает рядом стратегических преимуществ, в числе которых — свободные энергетические мощности.

Поделиться

«Завод даст около 660 рабочих мест, строительство окупится за 5 лет и будет вестись за счет заемных средств, — говорит директор «НПЗ Барабинский» Александр Осьминин. — Сейчас у нас есть 2,4 млрд руб., остальные будем привлекать. Дешевый кредит под 4 % на условиях 1 часть собственных средств, 9 — заемных будет получен после того, как правительство одобрит инвестпроект».

Называть конкретных поставщиков сырья и оборудования для нового НПЗ г-н Осьминин отказался, сказав лишь, что бензин будет сургутским и пойдет на завод по транспорту «Транснефти». «Там есть труба «Транснефти» рядом», — сказал он. В «Транснефти» подтвердили, что открыты для сотрудничества и готовы «допускать» к трубе потребителей при условии покупки не менее 3 млн тонн нефти.

Бензин с завода, по словам г-на Осьминина, преимущественно пойдет на заправки Новосибирской области и Алтайского края. В бизнес-плане компании, на который ссылаются «Ведомости», НСО ввозит 87 % топлива с Омского НПЗ «Газпром нефти» и Ачинского НПЗ «Роснефти». По данным Росстата, в 2011 году потребление ГСМ в регионе составило 1,2 млн тонн.

Сейчас в Новосибирской области, по сравнению с другими сибирскими регионами, держатся далеко не самые высокие цены на бензин. Литр топлива марки АИ-92, по данным Росстатата, здесь в среднем можно купить за 27,52 руб. Дешевле всего этот бензин продается в Омской области (26,8), дороже всего — в Забайкальском крае (30,94).

Директор сети АЗС «Беркут» Михаил Сенчук пожелал барабинскому заводу скорейшего окончания строительства, так как местному рынку, по его словам, необходимо как можно больше оптовых поставщиков. «Сейчас же только «Газпром нефть», — сетует он. — А Ачинск и другие такие цены гнут! Будет еще завод — будет конкуренция, бензин будет доступнее, дешевле». По оценкам аналитиков информационно-аналитического центра «Кортес» (Москва), говорить о вероятной реализации проекта «НПЗ Барабинский» пока рано. «Многие проекты в области нефтехимии и нефтепереработки с более детальной проработкой и наличием инфраструктуры иногда откладываются на более длительные сроки, — отмечают аналитики «Кортес». — Главная трудность — развитие инфраструктуры и источники сырья. Завод, не имеющий собственных источников ресурсов, будет более подвержен изменению конъюнктуры мирового рынка нефти, нежели НПЗ крупных ВИНКов. А с учетом того, что предполагается увеличить мощность завода на втором этапе до 10 млн тонн, зависимость от поставщиков сырья будет возрастать». Однако в «Кортесе» считают, что новый производитель увеличит конкуренцию и повлияет на снижение цен. С коллегами соглашается управляющий директор Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи Павел Строков.

«В Сибири сейчас сравнительно низкие цены на бензин, а в Западно-Сибирском регионе большая концентрация НПЗ, место новому игроку может не найтись», — прогнозирует он.

Помимо Ачинского и Омского НПЗ в регионе действует недавно запущенный НПЗ в поселке Яя (Кемеровская область; мощность с 2017 года — 6 млн тонн), который пока работает только на нужды химпредприятий. Единственный НПЗ в Новосибирской области — ООО «ВПК-Ойл» — сейчас не имеет возможности выпускать топливо для широкого круга потребителей: бензин АИ-92 и АИ-95 по ранее озвученным планам здесь начнут делать не раньше 2015 года.

Кирилл Маковеев

Фото thinkstockphotos.com (1), neftegazotruboprovod.ru (2)

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Новосибирске? Подпишись на нашу почтовую рассылку