
Поделиться
Крупный новосибирский интернет-провайдер «Сибирские Сети» объявил об увеличении абонентской платы на своих самых популярных тарифах в среднем на 1 рубль в день. Таким образом, компания в числе последних подхватила общую тенденцию к повышению стоимости телеком-услуг, которые последние пять лет только дешевели. Заявление совпало по времени с приходом в компанию на должность коммерческого директора бывшего регионального представителя «Яндекса» в Сибири Сергея Вепренцева. В интервью порталу НГС.БИЗНЕС г-н Вепренцев заявил, что «Сибирские Сети» перегнали по числу абонентов в Новосибирске «Ростелеком», объяснил, зачем провайдер решил потревожить более 60 % своих абонентов, и рассказал, как сделал YouTube локальным сервисом.
Справка: Компания «Сибирские Сети» входит в тройку крупнейших интернет-провайдеров в Новосибирской области, работает в Новосибирске, Бердске, Искитиме. Площадь покрытия сети — 65 % от общей территории. Ширина канала — 20 Гбит/с.
В чем для «Сибирских Сетей» была необходимость менять тарифную политику?
Было несколько предпосылок для таких изменений. За 9 лет компания накопила в биллинге больше сотни тарифных планов, которые люди оставляли после подключения за долгие годы. Есть абоненты, которые платят по 600 руб. за 2 Мбит/с, есть даже около 10 человек, которые сидят на помегабайтных тарифах и платят по 20–40 коп. за мегабайт. Больше 60 % абонентов находятся на архивных тарифах, к которым мы уже не подключаем.
Тех, кто сидит на архивных тарифах, привлекала абонентская плата, почему они не меняют тарифы самостоятельно?
На тот момент, когда они подключались, их привлекала абонентская плата и скорость. В итоге человек пользуется выбранным тарифом, и если ему не напоминают о том, что нужно обновить тариф, то он им и пользуется. Но мы понимаем, что рынок уже давно ушел вперед и есть смысл помочь абонентам двигаться за рынком.
В среднем — на 35 руб., это примерно 1 руб. в день. Но нужно понимать, что те услуги, которые сейчас дает интернет, требуют больших скоростей интернета. Затраты растут, нужно выдерживать темпы развития. Наши абоненты должны нас понять. Мы активно развиваем телевидение, на 1 июля у нас будет 90 SD-каналов и 20 HD-каналов. К осени запустим новый сервис — на связке телевидения и интернета. Есть понимание, куда развиваться, мы готовим техническую базу, расчеты. Со своей стороны мы обещаем не только выдерживать нынешний уровень сервиса, но и улучшать его.
Какова вероятность, что недовольные потребители разбегутся к провайдерам с более дешевыми услугами, и есть ли им куда бежать?
Мы изначально приняли для себя решение, что не будем скрывать от абонентов изменение тарифной политики и сами все честно расскажем. Не через газету «Сельская правда» за 10 дней до вступления тарифов, как это можно было сделать, чтобы соблюсти формальности, а честно, у себя на сайте заранее, и в независимых СМИ. И честно ответим на все претензии клиентов к этим изменениям. Мы стараемся объяснить нашим абонентам, почему мы вынуждены повышать цены, чтобы не останавливать наше развитие. Мы расширили пакет телеканалов, у нас существенно вырос платеж в сторону правообладателей. Это один из моментов. Стоимость обслуживания сети растет: увеличиваются платежи за размещение оборудования, увеличивается полоса потребления на одного абонента. Рынок развивается, насыщается. Пять лет назад операторы играли ценой, жертвуя качеством. «Сибирские Сети» одними из последних повысили цены. Хотя предпосылки появились раньше и конкуренты повысили цены раньше. При этом
мы видим и понимаем недовольных абонентов, мы общаемся с ними, объясняем, подсказываем, показываем тарифы с более низкой абонентской платой. Наши тарифы даже после повышения платы остались в рынке.
У крупных операторов все базовые тарифы находятся примерно в одной ценовой категории. Есть акционные предложения, которые предлагают операторы, и есть даже такие абоненты — 10 % от всех вновь подключившихся, — которые прыгают от одного оператора на другого. Каждый 10-й, кто пришел к оператору по акции, уйдет от оператора, когда акция закончится, либо раньше, если кто-то даст более выгодную акцию. В будущем людям надоест прыгать между операторами, они захотят остановиться, потому что понимают, что при каждом переключении нужно ждать мастера, запомнить новый лицевой счет, новые условия оплаты. Это не самая простая задача.

Поделиться
Зачем абонентов переводят на тарифы с большей скоростью, если они уже давно говорят, что не ощущают разницу между 3, 5, 10, 30 Мбит/с?
Согласен, если рассматривать одного человека, то для него 60 Мбит/с — это очень большая скорость, если он не занимается постоянными скачиваниями. Но на рынке ситуация такова, что на каждую квартиру приходится несколько абонентских устройств — стационарный компьютер, ноутбуки, планшеты, смартфоны. Бабушки и дедушки уже сидят в «Одноклассниках», им тоже нужны устройства. Количество устройств в квартире растет.
Высокие скорости уже догнали технологии. Не каждое устройство сейчас способно с ними справиться. На текущем этапе технологического развития гонка скоростей закончилась. Абоненты будут выбирать операторов по предпочтениям, услугам и сервису, который дает оператор.
Но 60 % людей выбрали, что им комфортно. Они несколько лет с вами, были всем довольны, у них сложились предпочтения. Зачем нужно было что-то для них менять?
В свое время они подключались на самые современные тарифы. Мы их возвращаем в современность. Даже если кто-то сейчас не ощутит преимущества от перехода на новый тариф, то завтра у него появится дома новое устройство и ему будет комфортно. Если бы мы все оставили как есть и он начал бы смотреть на старом тарифе HD-видео онлайн, то у него бы все тормозило. Как правило, такие абоненты проецируют тормозящий интернет не на свой тариф, а на оператора. «У меня тормозит интернет, какой у меня тариф — я не знаю, но оператор у меня плохой».
В Новосибирске появилось самое дешевое в стране предложение по стоимости интернета: 512 Кбит/с за 30 руб. в месяц от «Электронного города». Будете ли вы как-то на это отвечать и нужно ли отвечать?
Отвечать мы не планируем. Мы не видим необходимости в таком тарифе. Мы считаем, что стоимость качественного предложения — минимум 335 руб. При текущей стоимости обслуживания оборудования и содержания штата сотрудников.
Если у «Новотелекома» получается работать эффективнее — они молодцы. Но, опять же, 512 Кбит/с — это скорость 7-8-летней давности…
Это эквивалент современных скоростей, которые дают 3G-операторы. И то в лучшем случае. И этого хватает, чтобы даже видео смотреть…
Если смотреть с телефона, то да, может быть, и хватает. Но с компьютера — не думаю. Это предложение рассчитано на продажу дополнительных услуг, на то, что пользователь подключит телевидение, еще что-то. Тогда выручка с абонента поднимется и все будет нормально.
На днях «Сибирские Сети» установили кэширующие серверы Google и сделали YouTube локальным сервисом. Как это работает и что это значит для ваших абонентов?
Это значит, что сервисы Google, такие как YouTube, например, работают на скорости до 100 Мбит/с. У наших абонентов YouTube будут летать, в том числе и в HD-качестве, даже на самых медленных скоростях, без тормозов.
У Google есть специальные решения, которые позволяют получить доступ к контенту с местного сервера, без скачивания контента из Америки. Известно, что 80 % потребления трафика всегда приходится на самый популярный контент. К примеру, кто-то посмотрел видеоролик, и он тут же скопировался на локальный сервер. Когда новый абонент обращается к этому же видео, система проверяет его на наличие свежих изменений, если их нет, то видео можно посмотреть с локального сервера на локальной скорости.
Как вы оцениваете свою долю на новосибирском рынке?
Количество абонентов — закрытая информация. Правильнее спрашивать об этом у независимых участников, но мы оцениваем себя как второго игрока на рынке.
Круче только «Новотелеком», а «Ростелеком» и «ЭР-Телеком» делят третье место. Наши расчеты строятся на информации из внутренних источников. Мы видим, от кого к нам идут абоненты, кем они пользовались раньше, есть счетчик LiveInternet, который считает по IP-адресам.
Но по LiveInternet вы — третьи после «Электронного города» и «Ростелекома»…
Мы считаем, что в Новосибирске мы обогнали «Ростелеком», в Новосибирской области в целом у «Ростелекома» позиции крепче, чем у нас. Мы считаем, что уровень проникновения интернета — 70 % домохозяйств. Порядка 320–350 тыс. квартир имеют доступ к интернету в Новосибирске, Бердске, Искитиме. LiveInternet считает по геопривязке IP-адресов, и никто не мешает операторам раздавать новосибирские IP-адреса вне Новосибирска. Каждый из игроков волен корректировать эти данные.
Где сейчас активнее всего строятся «Сибирские Сети»? В каких районах города? Какие районы до сих пор не покрыты?
Сейчас «Сибирские Сети» активно осваивают отдаленные районы. Так, строительство ведется на Северо-Чемском и Затулинском жилмассивах, в этом году мы выходим в Первомайский район. Пока еще остаются не в зоне нашего покрытия Академгородок, ОбьГЭС, ВАСХНИЛ, Шлюз.
Кирилл Маковеев
Фото предоставлены пресс-службой ООО «Сибирские Сети»