NGS
Погода

Сейчас0°C

Сейчас в Новосибирске

Погода

облачно, без осадков

ощущается как -5

5 м/c,

с-з.

753мм 50%
Подробнее
5 Пробки
USD 93,25
EUR 99,36
Реклама
Бизнес Экономика От бензина до урана

От бензина до урана

Новосибирские заводы зарабатывают миллионы на продаже бензина, перьев и урана за границу, работникам достаются опыт и низкие зарплаты

В феврале Новосибирский электродный завод («НовЭЗ») приступил к освоению выпуска уникального оборудования, востребованного металлургическими заводами в США и Бразилии. Речь идет о больших электродах, которые уже не нужны на внутреннем рынке. Вряд ли отсутствие внутреннего спроса пугает собственников завода, и так имеющего репутацию одного из крупнейших новосибирских экспортеров. Работать с заграницей позволяют себе не многие новосибирские компании, опасаясь правовых рисков в случае срыва контрактов и проигрыша в конкурентной борьбе. О местных товарах, пользующихся спросом за рубежом, и выгодах, которые сулят зарубежные контракты, — в материале НГС.БИЗНЕС.

В начале этого года на «НовЭЗе», входящем в группу «Энергопром» (объединяет углеграфитные активы «Реновы» Виктора Вексельберга), начался монтаж «еще одного кормильца» — второго вибропресса, перевезенного сюда с Новочеркасского завода группы, пишет ее корпоративная газета. Новое оборудование позволит заводу не только эксплуатировать в «щадящем» режиме загруженный на 100 % первый вибропресс 1985 года выпуска, но и стать третьим в мире производителем крупногабаритных электродов.

Третий в целом мире

Как сообщил «Ведомостям» управляющий директор завода Сергей Кохановский, вибропресс будет запущен в производство в июле 2013 года, окупить вложенные в одну только релокацию — $2,5 млн, — компания планирует за два года и два месяца. Потребители самых крупногабаритных электродов — ферросплавные заводы США, Бразилии, Австралии, Германии и Казахстана. В России они не используются, утверждает Кохановский. По оценкам «Энергопрома», спрос на эту продукцию в мире составляет около 4000 т в год.

Новосибирская таможня по итогам 2012 года назвала электродный завод одним из крупнейших местных экспортеров. В целом таможня признает за машиностроительной продукцией традиционное лидерство в общей товарной структуре новосибирского экспорта — 59,5 %, или $747,6 млн.

Машины против пуха

Кроме «НовЭЗа» из промышленников таможня отметила еще одного завсегдатая рейтинга крупнейших экспортеров региона — Новосибирский завод химконцентратов (НЗХК, «дочка» ТВЭЛа — топливной госкорпорации «Росатом»), выпускающий топливо для ядерных реакторов Болгарии, Ирана, Индии, Украины и Китая.

«Наш крупнейший экспортер — «Сибирский Антрацит» (входит в московскую группу «АЛЛТЕК»), экспортирующий добываемый им в районе Линево высококачественный антрацит в Бельгию, Китай, Южную Корею, Японию, Индию и еще ряд стран», — говорит сотрудник Института экономики и организации промышленного производства СО РАН Николай Самсонов. Общий ежегодный объем экспорта компании он оценивает минимум в $195–200 млн.

Следующий по объемам экспортных поставок — примерно $20–25 млн в год — небольшой нефтеперерабатывающий завод «ВПК-Ойл», расположенный в поселке Коченево. По информации Самсонова, основные направления поставок компании — европейский рынок, немного — Монголия. Экспортирует завод примерно 25 тыс. тонн нефтепродуктов в год.

«Из 200 крупнейших экспортеров Сибири новосибирских компаний — всего 8. И эти 8 компаний экспортируют на 300 млн долларов в год, то есть примерно 1–1,5 % сибирского экспорта», — подтверждает Николай Самсонов.

Вклад представителей наукоемких производств выглядит и вовсе каплей в море. Из крупнейших сибирских экспортеров только три экспортируют наукоемкую продукцию, два из них находятся в Новосибирске — «Катод», поставляющий свои приборы ночного видения в 42 страны мира, и Институт ядерной физики СО РАН. Ускорители частиц и другая научная аппаратура, произведенные в ИЯФ, используются в научных институтах и на производствах в странах Западной Европы (в том числе в ЦЕРНе).

Среди компаний, экспортирующих программные продукты — разработчик геоинформационных систем «Дата Ист». «В числе наших зарубежных покупателей продуктов компании — GlobeXplorer, Inc. (США), Chevron (США), Geodata (Норвегия), Esri, UK (Великобритания), Shell Group, De Beers Group», — рассказывает директор по производству компании «Дата Ист» Юрий Ткачев.

Совсем уж экзотикой на фоне суровых промышленников выглядит успех новосибирской компании «Исток», которая по итогам прошлого года более 40 % своей продукции — пуха и пера птицы — продала в страны дальнего зарубежья.

Не в деньгах счастье

Наличие зарубежных контрактов вовсе не гарантирует сотрудникам компаний-экспортеров высоких зарплат, единогласно признают как эксперты, так и представители подобных предприятий. Сотрудничество с заграницей сказывается в первую очередь на профессиональном росте сотрудников, уверен заместитель генерального директора завода «Катод» Вадим Локтионов: «Они получают просто невероятный опыт в общении с иностранными покупателями, участвуют в международных выставках». Начальник управления перспективного развития Новосибирской городской торгово-промышленной палаты Юрий Штатнов также акцентирует внимание на связи финансовой стабильности бизнеса и наличия зарубежных контрактов.

Тот же «НовЭЗ» в 2011 году (последние доступные данные) получил 298 млн руб. чистой прибыли, а «Сибирский антрацит» заработал на экспорте угля более 3 млрд руб.

Большинству новосибирских компаний просто не под силу конкурировать на международных рынках, напоминает Николай Самсонов. «Нужно резко пересмотреть качество продукции, его дизайн, всю ее технологическую основу «снизу доверху», — призывает ученый, приводя в пример детскую настольную игру «Хоккей», которую НПО «Луч» производит с середины 80-х годов, не изменив ни дизайн, ни игровой «функционал», ни качество пластмасс. Экспортные поставки таят в себе и правовые риски, связанные с жестким контролем валютных операций. «Очень нездорово будет всем, если контракт сорвется. За этим делом следят очень внимательно — начиная от областного правительства, заканчивая валютным контролем. Одно дело, вы сорвали контракт внутри страны, но здесь последствия более серьезные», — предупреждает Юрий Штатнов.

Елена Воробьева

Фото thinkstockphotos.com (1), Стаса Соколова (2), luch-nsk.ru (3)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления