21 октября четверг
СЕЙЧАС +7°С

Права дороже жизни

ГИБДД доказала падение качества обучения водителей статистикой смертей, а сами автошколы указывают на безответственность учащихся

Поделиться

Поделиться

Справка: За 6 месяцев 2012 года в НСО произошло 1075 ДТП (–1,3 % к 2011 г.), из них по вине водителей со стажем менее 2 лет — 117 (+6 %). Количество смертей в таких авариях возросло с 6 до 14 (+134 %), количество травмированных — со 126 до 153 человек (+21,4 %). Водители со стажем до 1 года попали в 77 аварий (65,8 %), со стажем от 1 года до 2 лет — в 40 аварий (34,2 %). (Данные ГИБДД НСО)

Больше всего молодых водителей, совершивших ДТП, прошли обучение в автошколах «Фаворит», «Автолицей» и «Лидер плюс». Таковы результаты ежегодного рейтинга новосибирских автошкол, который составляет ГИБДД области. Количество смертей в таких авариях возросло более чем в два раза, а травмированных — почти на четверть. Координатор новосибирского отделения «Федерации автовладельцев России» Владимир Кириллов делает вывод, что за год, прошедший с публикации прошлого рейтинга, автошколы не сделали никаких выводов и ни капли не улучшили процесс обучения.

Владимир Кириллов из «ФАР» считает, что рейтинг наглядно показывает, как автошколы получают лицензии и как там обстоят дела с учебным процессом. «ГАИ не влияет на ситуацию с образовательным процессом, по факту они просто принимают экзамены, а за образовательный процесс и лицензирование отвечает министерство образования Новосибирской области, — рассуждает г-н Кириллов. — Грубо говоря, 80 % всех вопросов по рейтингу, по тому, как на него нужно реагировать, должны быть адресованы к министерству образования Новосибирской области».

Поделиться

В областном минобразования снимают с себя ответственность за печальную статистику, объясняя, что «право на самостоятельное управление транспортным средством выдается госавтоинспекцией после приема сотрудником данной службы квалификационного экзамена».

«У нас 4 года была нулевая отметка по ДТП, в последние два года появились аварии, — говорит директор автошколы «Ягуар» (6 аварий, 1 смерть, 12 пострадавших) Маргарита Политова. — Потребители приходят не те. Сейчас приходят люди, первый вопрос — нельзя ли побыстрее, как можно купить права. Потребители стали безответственными. Какой бы у тебя ни был плохой инструктор, он даст знания, если ты готов их взять».

«Автошкола — это бизнес по выкачиванию денег из курсантов. Не сдал — доплачивай. И куда он денется? — спорит Владимир Кириллов. — В любом деле очень многое зависит от учителя. А здесь тем более. В последние 5–6 лет из учительства, передачи знаний обучение превратилось в пошлый бизнес, а в худшем случае — продажу прав».

«Вот мне говорят: «Продайте права», — описывает стандартный диалог Маргарита Политова из «Ягуара». — Я сажусь и объясняю: ну сколько ты мне за них дашь? Я знаю цены, это не секрет, от 3 до 15 это стоит. Ты посчитай! Час стоит 180 руб., 10 часов — 1800! Ты за эти 10 часов не только деньги сэкономишь, но и сколько жизней не угробишь! Да я что — вредитель себе, чтобы продавать права и выпускать тебя на дорогу, по которой езжу я и мои родственники?».

Объясняя причины катастрофического роста числа аварий со смертельным исходом и травмами, эксперты выделили три основных фактора. По замечанию Маргариты Политовой, новосибирцы теперь ходят в автошколы за правами, а не за знаниями. Директор новосибирского отделения «Центра высшего водительского мастерства» Виктор Жигулин добавил, что программа обучения практическому вождению с 60-х годов не менялась, а потому устарела. «Я бы сократила блок основ медицинской помощи, на эти занятия никто не ходит, — соглашается завуч автошколы «За рулем» Марина Боброва. — И количество часов на полигоне тоже можно сократить, добавив городского вождения и психологии». Третья проблема — кадры. По словам экспертов, свободных квалифицированных инструкторов на рынке труда нет.

Главной причиной именно такого распределения ДТП по автошколам эксперты называют величину их доли на рынке: чем больше выпускников, тем больше их на дорогах, тем выше вероятность, что именно они попадут в ДТП. А вот прямой зависимости между стоимостью обучения и качеством образования участники рынка не видят. «Дорого — не значит качественно, а дешево — не значит плохо», — резюмировал Виктор Жигулин. Косвенно правоту эксперта подтверждает информация областного МВД о результатах экзаменов выпускников автошкол за первый квартал этого года.

Если теорию с первого раза сдают почти 100 % будущих водителей, то на вождении «срезаются» более 85 % всех претендентов на права. С января по март безупречно сдать экзамены смогли лишь 18 % выпускников АНО «Пилот», 14 % автошколы «Фаворит», 8 % — «За рулем», 6,5 % — «Ягуар», 5,5 % — «Мегаполис».

Ни один выпускник автошкол «Автолюкс-2002», «Шумахер», «Сибирь-Авто», «Профи», Новосибирского автотранспортного техникума (НАТТ), НГТУ и ПУ-14 за это же время экзамен в ГИБДД не сдал.

Кирилл Маковеев

Фото Татьяны Кривенко

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Новосибирске? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Загрузка...
Загрузка...