NGS
Погода

Сейчас+1°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+1°

облачно, без осадков

ощущается как -4

4 м/c,

сев.

755мм 37%
Подробнее
5 Пробки
USD 93,29
EUR 99,56
Реклама
Бизнес Экономика Да пребудет с тобой «Техносила»

Да пребудет с тобой «Техносила»

Как новосибирский предприниматель стал хозяином известной торговой сети, и что он теперь будет с ней делать

Создатель магазинов «ЧудоДом» новосибирский (в прошлом) 34-летний предприниматель Михаил Кокорич неожиданно стал владельцем одной из крупнейших российских сетей по торговле бытовой электроникой «Техносилы». Этого ритейлера уже успели записать в банкроты, но новый хозяин полон решимости привести ее дела в порядок. Корреспондент НГС.БИЗНЕС решил напомнить, как молодой еще предприниматель за 10 с небольшим лет сумел пройти путь от выпускника вуза до менеджера и владельца бизнеса федерального уровня.

Михаил Кокорич родился в поселке Агинское Читинской области. В 1992 году десятиклассник из глухой провинции занял второе место во Всероссийской олимпиаде по физике и оказался в числе учеников физико-математической школе при НГУ. Ожидаемо поступив потом в НГУ на физфак, Кокорич закончил его в 1997 году и тогда же создал свое первое предприятие — компанию «Даурия».

Договорившись с «ребятами» из Ленинск-Кузнецкого дорожно-строительного управления, начинающие бизнесмены отгрузили угля более чем на $1 млн (огромные по тем временам деньги), которые были поставлены на «Новосибирскэнерго».

«Даурия» была небольшим предприятием, которое занималось поставками химреагентов для российских энергосистем и сырья для промышленности взрывчатых веществ. Попытки вывести бизнес на более масштабный уровень предпринимались Кокоричем еще тогда, но, как он признавался сам, ему было понятно, что сделать какой-то крупный проект на очень небольшом и специфическом рынке будет непросто.

Поняв, что уперся в некую стену, Кокорич пошел учиться. В 2002-м он прошел стажировку по программе Джорджтаунского университета (Вашингтон, США), в 2003 — прослушал программу для менеджеров в бизнес-школе Стэнфордского университета (США), а в 2004 году закончил факультет финансов и кредита Новосибирского государственного университета экономики и управления (бывший Институт народного хозяйства), получив диплом с отличием.

В 2004 году он с партнерами решил заняться активно развивавшейся тогда розничной торговлей, выбрав для себя практически незанятую тогда нишу товаров для дома. Первый магазин под названием «ЧудоДом» появился в Барнауле (в Новосибирске просто не нашлось для него подходящего помещения), где как раз начал работать торговый центр «Алтай», принадлежавший тогда компании «Холидей».

«ЧудоДом» стремительно развивался, став первым после «Топ-Книги» розничным проектом из Новосибирска, который вышел далеко за пределы своего региона.

Когда у компании было еще меньше десятка торговых точек, Кокорич решил привлечь в бизнес серьезные деньги, договорившись с крупным западным инвестиционным фондом Berkeley Capital. Окрыленный предприниматель назанимал денег, вложившись в новые магазины, но летом 2006 года выяснилось, что инвесторы передумали. Если бы Кокоричу не удалось тогда срочно найти замену, компанию могло ждать скорое банкротство. Однако неожиданно интерес к перспективной сибирской сети проявил фонд бывшего министра финансов Бориса Федорова UFG Asset Managment.

«ЧудоДому» удалось открыть в общей сложности больше 30 магазинов (часть из которых была, впрочем, потом ликвидирована) и кризис 2008 года этот проект встретил уже довольно крупной, даже по федеральным меркам, сетью. Пережить тяжелые времена этой сети, однако, было не суждено. В конце года компания слилась с аналогичным проектом из Липецка «Уюттера». Слияние это было хоть и вынужденным, но, судя по всему, дружественным. Магазины «ЧудоДом» сменили вывески на «Уюттеру», однако сам Кокорич остался совладельцем объединенной компании.

Оказавшись в некоем подобии вынужденного отпуска, Кокорич решил снова пойти учиться, став студентом первого набора бизнес-школы «Сколково». Здесь он познакомился с бывшим топ-менеджером сети «Техносила» Юрием Еременко. Сама «Техносила», точнее — управляющие ею компании на тот момент были уже объявлены банкротами, и участники рынка электроники ждали только, когда один из лидеров этого рынка освободит место конкурентам.

Здесь Михаил Кокорич начал, возможно, самый рискованный в своей жизни проект. Предприниматель договорился с банками-кредиторами «Техносилы» и выкупил эту компанию в надежде вернуть ее к жизни.

$50 миллионов Михаил «наскреб» из личных сбережений, а остальные $250 млн дали банки. Судя по всему, те самые, которые и были основными кредиторами компаний «Техносилы».

Дело осталось за малым — понять, как вернуть «Техносиле» былую силу. По итогам этого года объем продаж компании составит порядка $800 млн (об этом «Коммерсанту» говорил Кирилл Ситро, который до сделки управлял розничным бизнесом «Техносилы» от лица кредиторов). Однако если результат будет успешен, наградой предпринимателю может стать компания с оборотом в несколько миллиардов долларов (до кризиса «Техносила» успела выйти на уровень продаж в $1,9 млрд). Для сравнения: оборот «ЧудоДома» на момент слияния его с «Уюттерой» оценивался в $60–70 млн.

Вполне возможно, что выходом для «Техносилы» может стать создание некоего нового формата магазинов, где помимо электроники были бы активно представлены товары для дома. «Среднестатистический покупатель посещает магазин бытовой техники максимум два раза в год, в то время как магазин товаров для дома можно посещать минимум раз в месяц», — объяснил этот подход Кокорич журналу «Эксперт». То, как это может работать, хорошо видно на примере магазинов IKEA, где большая часть покупателей подходит к кассам не с диваном или шкафом, а с кастрюлями, ковриками и прочей мелочевкой.

То есть уже скоро мы, возможно, увидим под вывеской «Техносила» необычную смесь из «Эльдорадо» и «ЧудоДома».

Стас Соколов

Фото автора

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления