Завод «Экран» запустил на прошлой неделе новую линию, которая позволит увеличить объемы производства на 60 %. Теперь предприятие может выпускать до 900 млн бутылок в год, что делает его крупнейшим производством такого рода в азиатской части России. Корреспондент НГС.БИЗНЕС залез на стекловаренную печь, прошелся по пустынным «улицам» внутри заводской территории и обнаружил, что от прежнего советского предприятия на «Экране» осталось не так уж много. Но больше сегодня, по всей видимости, и не нужно.
Новый стекольный комплекс мощностью 260 млн бутылок в год выпускает так называемую «коричневую» бутылку — именно в эту тару разливается, выпускаемое «в стекле» пиво. С запуском нового оборудования мощности «Экрана» увеличились до 620 млн бутылок в год.
Жесткая привязка к цвету конечной продукции вызвана непрерывной спецификой производства — стекловарная печь не может быть остановлена и оперативно перенастроена на другое сырье (жидкое стекло просто застынет). Весь комплекс размером с пятиэтажный дом работает автоматически — ручные операции на производстве сведены к минимуму, работники в основном следят за автоматикой. Во всем цехе можно было заметить едва ли больше двух десятков человек.
Рядом с запущенной линией остается пока свободное место. По словам директора завода Антона Бальцевича, в обозримой перспективе предполагается построить здесь пятую стекловаренную печь (для зеленых бутылок), после запуска которой завод сможет выпускать 900 млн бутылок в год.
Владелец «Экрана» группа РАТМ уже потратила на перевооружение завода 35 млн евро (на основное оборудование) и порядка 400 млн рублей. Фактически, на базе старого предприятия было создано новое производство. «Экран» является одним из крупнейших частных инвестиционных проектов последних лет в Новосибирске. Областная администрация предоставила ему налоговые льготы почти на 100 млн рублей. Руководитель областного департамент развития промышленности и предпринимательства Сергей Семка называет запуск нового производства «психологически важным событием» на этапе выхода из кризиса.
Общие потребности сибирских предприятий (включая производителей алкоголя, безалкогольных напитков и т.д.) в стеклотаре оцениваются в 3 млрд единиц в год. Крупнейшим клиентом предприятия сегодня является «Балтика», которая снабжает «экрановской» тарой не только новосибирский завод, но и предприятия в Красноярске и Хабаровске. В конце прошлого года закупать бутылку в Новосибирске стала «Сибирская пивоваренная компания» (завод «Красный Восток»), несмотря на то что у владельца этого предприятия — компании «Эфес» — есть базовый поставщик в европейской части России. Крупным потребителем новосибирского стекла стала с конца прошлого года и компания «Русский Алкоголь» (ее завод расположен в Кольцово). Директор «Сибирской пивоваренной компании» Дмитрий Прохоров отмечает, что с каждым годом спрос на стеклянную тару у пивоваров растет, поскольку снижается потребление ее в ПЭТ-упаковке.
«Экран» создан в 1954 году и был некогда одним из крупнейших новосибирских промышленных предприятий — площадь его территории приближается к 60 га. Основным профилем завода были электронно-оптические приборы, в которых нуждалась оборонная промышленность, а также электронно-лучевые трубки для советских телевизоров.
Заняться производством стеклотары предприятие заставила нужда, когда в начале 90-х рухнула система госзаказа и прежняя продукция завода оказалась никому не нужна.
Денег на оборонные заказы у государства не стало, а гражданская продукция просто не находила спроса — как только это стало возможным, жители России с куда большим удовольствием стали покупать импортную технику.
Сегодня на территории завода арендуют площади более двух десятков различных производственных и складских компаний, таких как «ГофроМастер», СПК, «Будь готов», «Второй кондитерский комбинат», «РОСТА» т.д. Один из самых крупных цехов «Экрана» был в 2007 году переоборудован для торговли — здесь расположен торгово-выставочный центр «Большая Медведица» (свыше 90 тыс. кв. метров).
В самом РАТМе еще до кризиса признавали, что существенная часть территории завода (порядка 20 га) сегодня не используется. Тогда их предполагалось отдать под строительство новых складских терминалов. Какая часть цехов старого «Экрана» сегодня бездействует, в РАТМе не говорят. Если пройтись по территории завода, то примерно в трети корпусов не видно никакой деятельности.
Президент Новосибирской торгово-промышленной палаты Борис Брусиловский, тем не менее, считает, что «Экран» — это пример того, как мощностям и наработкам советского предприятия удалось найти применение в новой экономической реальности.
«Многие традиционные производства, формально, может, и сохранили свой профиль, но устаревшее оборудование просто не дает им возможности выпускать востребованную продукцию», — говорит глава НТПП.
Ведущий научный сотрудник Института экономики РАН Наталья Кравченко отмечает, что традиционные направления «Экрана» не исчезли совсем. Скажем, компания «Катод» (была образована в 1994 году на базе КБ, выделенного из состава «Экрана») за последние 15 лет увеличила численность работников в 5 раз и сейчас безо всякого госзаказа наращивает выпуск электронно-оптических преобразователей (ЭОП — основной элемент приборов ночного видения). В прошлом году «Катод» имел выручку более 1,3 млрд рублей (данные из годового отчета на сайте компании) — не меньше, чем у самого «Экрана».
Стас Соколов
Фото автора