Реклама
СЕЙЧАС -9°С
Все новости
Все новости

Закон супермаркета

Ритейлеры не смогут брать деньги за место на полках, но пострадают производители и покупатели

Поделиться

Новосибирские ритейлеры, производители продуктов и чиновники присматриваются к новому закону «О торговле», вступившему в силу с 1 февраля. В списке самых громких новаций — ограничение для торговых сетей на долю местного рынка, запрет взимания платы «за вход на полку» в супермаркете, ужесточение сроков оплаты товаров. Теоретически это должно привести к расцвету свободной конкуренции на полках магазинов. Впрочем, за исполнение одних норм производителям продуктов придется бороться самим, а другие можно просто обойти.

Начальник отдела антимонопольного контроля УФАС по Новосибирской области Галина Даниленко отмечает, что теперь бонусы за место на полке супермаркета, прописанные в договоре, станут основанием для возбуждения дела и выдачи предписания. «Неисполнение предписания приведет к тому, что торговцы будут вынуждены оплатить штраф — процент от выручки. Сумма может получиться очень большая. Будем выборочно проводить проверки, и если изменений в соглашениях не будет, последуют санкции», — предупреждает она, напоминая, что крайний срок для приведения договоров в соответствие с законом — 1 августа.

Как считает генеральный директор Группы компаний «Холидей» Алексей Захаров, крупным сетям нечего бояться. От пресловутого запрета на бонусы пострадают сами производители, говорит он. «У них просто будет меньше инструментов продвижения своих брендов, — уверен Захаров. — Нам проще работать, имея только входную цену и наценку, чем каждый раз заниматься сложными вычислениями по каждому поставщику».

Идеальным примером такого сотрудничества, по мнению руководителя «Холидея», является программа «частных марок» (товары, которые продаются под брендом торговой сети). Производитель таких товаров, как правило, обязан обеспечить сети минимальную цену, зато избавлен от необходимости оплачивать свое присутствие на полках и не несет рисков неполной продажи своего продукта — объемы поставки определяет сама сеть. Оборот частных марок в «Холидее» вырос за последний год на 40 %, говорит Захаров.

Впрочем, как признают в самом УФАСе, запрет на «бонусы» можно обойти, если подписать с поставщиком отдельный договор, к примеру, на «рекламное обслуживание», а за лояльность наградить его договором на поставку товара. Против двух отдельных договоров закон о торговле, скорее всего, будет бессилен. «Нормальный производитель сам кровно заинтересован в том, чтобы вставать на лучшее место, на лучшую полку и сместить своего конкурента. Вот за это нормальный производитель всегда платил, платит и будет платить ритейлеру», — комментирует управляющий партнер Management Development Group Дмитрий Потапенко.

«Это договорные отношения между хозяйствующими субъектами. Как договорятся — то и получат», — говорит начальник отдела организации торговли управления потребительского рынка НСО Лариса Петроченко. «Это решается только в судебном порядке. Антимонопольные органы не вмешиваются в эти взаимоотношения», — соглашается представитель УФАС. Руководитель по внешним связям ОАО «Вимм-Билль-Данн» в Сибири Антон Калтыгин не возражает против такого вердикта, замечая, что у его компании «появляется база для переговоров» с сетями. Ранее дискуссии с ритейлерами на тему сроков оплаты шли «в зависимости от конкретного региона и конкретной сети», признает он.

По мнению генерального директора торгового холдинга «Сибирский Гигант» Андрея Зацепилина, ограничения по максимальному размеру отсрочки могут усложнить и без того непростой документооборот. Как предполагает ритейлер, главным итогом перехода на новые правила работы может стать сокращение ассортимента. Торговцы могут просто отказаться от части поставщиков или товаров из-за сложностей с правильным оформлением договоров и не желая подвергать себя лишнему риску. В результате если кто-то и пострадает, то это будут прежде всего сами поставщики и покупатели, лишившиеся прежней широты выбора.

Одна из самых спорных новаций — запрет на новые торговые площади при достижении 25%-ной доли на местном рынке. В Новосибирске, например, по мнению УФАС к таким уже относятся «Холидей» и «Новые торговые системы». Однако в самих этих компаниях свои достижения оценивают куда скромнее. По мнению Алексея Захарова, например, доля «Холидея» не превышает 15 %.

Петр Малков, Стас Соколов

Фото Стаса Соколова

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter