Активный рост цен на медикаменты наблюдается с начала года, причем увеличивается стоимость и импортных, и отечественных лекарств. По данным Новосибирскстата, больше всего подорожали супрастин, аспирин и панкреатин — в 1,4 раза, а нитроглицерин и анальгин в 1,3 раза. Особенно ощутимо подорожали лекарства импортных производителей, начальная цена которых напрямую зависит от курса евро. За первый квартал 2009 года цены, в целом, выросли на 15-16 %. О стоимости лекарств и будущем аптечного рынка корреспондент НГС.БИЗНЕС поговорила с директором бизнес-единицы «Западная Сибирь» «Аптечной сети 36,6» Андреем Шляевым.
Справка: ОАО «Аптечная сеть 36,6» занимается дистрибуцией лекарственных препаратов, розничной торговлей товарами для красоты и здоровья. Основные акционеры (по данным «СПАРК-Интерфакс»): «36,6 Инвестментс Лимитед» (47,57 %), ЗАО «Депозитарно-клиринговая компания» (16,4345 %), коммерческий банк «Дж. П. Морган Банк Интернешнл» (13,2671 %), некоммерческое партнерство «Национальный депозитарный центр» (7,2172 %), Сергей Кривошеев и Артем Бектемиров — по 4,37%. Чистая прибыль за 9 мес. 2008 года — 32 млн. рублей. На конец 2008 года «Аптечная сеть 36,6» управляет 1127 аптеками по России, сегодня в Новосибирске работает 21 аптека.
Насколько повысились цены на продукцию — импортную и отечественную?
С вопросом повышения цен мы столкнулись еще в прошлом году. Оптовые поставщики закладывают свои риски в стоимость препаратов, однако снижение покупательской способности не позволяет аптекам поднимать цены в той же мере. Поэтому цены для конечного потребителя повышаются вынужденно, но постепенно и в меньшей степени, чем их поднимает рынок. За первый квартал 2009 года цены, в целом, выросли на 15-16 %. При этом рост цен на импортную продукцию выше, так как начальная цена напрямую зависит от курса евро. Соотношение отечественной и импортной продукции сейчас составляет 30 % к 70 %.
Отечественные препараты тоже растут в цене, но не так ощутимо. «Аптечная сеть 36,6» предпринимает ряд мер для того, чтобы снизить цены на лекарственные средства: мы заключаем прямые договоры с производителями, ведем переговоры о снижении цен с дистрибьюторами, работаем над ценообразованием. Я надеюсь, что все эти меры приведут к тому, что уже в конце 2 квартала цены на некоторые позиции в наших аптеках будут снижены на 5-10 %.
Как это повлияло на продажи?
Сегодня как никогда для покупателей важную роль играет цена. Импортные товары становятся все менее доступными, поэтому спрос смещается в сторону более дешевых качественных аналогов. Снижение спроса может привести к падению продаж в нашем регионе. Меняется ассортимент покупаемых товаров — оригинальные препараты все чаще заменяются дженериками (лекарствами, выпускаемыми без лицензии компании-разработчика и размещаемыми на рынке после окончания срока действия патента или других исключительных прав), которые значительно дешевле. Люди теперь обращаются в аптеку только по необходимости, тема «Красота и здоровье» отходит на второй план.
Грозит ли аптекам разорение? Кто останется на рынке?
Ни для кого не секрет, что спрос на лекарства будет всегда, люди болеют, несмотря на кризис. Какие-то аптеки, возможно, закроются, потому что не смогут выйти на рентабельность. Другие, у которых есть сильные конкурентные преимущества, продолжат работать и, может быть, усилят свои позиции в регионе.
Что касается «Аптечной сети 36,6», то в ближайший год мы планируем сосредоточиться на сокращении общих и административных расходов и использовании эффекта «экономики масштаба» при работе напрямую с производителями — с целью снижения себестоимости товаров. Ставки делаются на качество услуг, ассортимент, дополнительный сервис, гибкие программы лояльности.
В частности, в нескольких наших аптеках «36,6» уже размещены Центры лечебной косметики, мы выпускаем собственное регулярное издание «ПроЛайф». И главное наше конкурентное преимущество — производство товаров под брендом 36,6, портфель которых мы будем расширять. В 2008 году ассортимент продукции СТМ (private label) насчитывал около 700 наименований. У этого направления большие перспективы, поскольку продукция СТМ ничем не уступает по качеству своим более дорогим аналогам, но существенно дешевле за счет отсутствия затрат на рекламу, грамотной логистики и большого количества розничных точек у сети. Мы будем совершенствовать уровень сервиса в наших аптеках, а также управлять ценами и ассортиментом в соответствии со спросом.
Насколько велика роль государства в аптечном бизнесе, кто диктует цены?
Государство выполняет в отрасли роль регулятора. Во-первых, оно регламентирует торговые наценки на ЖНВЛС (жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства) на фармацевтическом рынке. Органы исполнительной власти в каждом регионе устанавливают величины этих наценок. Во-вторых, государство стало обращать больше внимания на развитие отечественного производства.
К сожалению, полностью заменить импортные лекарственные средства на российские пока невозможно. Для того чтобы удовлетворить спрос на качественные и доступные по ценам аналоги, необходимо предоставить возможность российским производителям развиваться. И здесь необходим государственный подход.
Министерство промышленности и торговли уже подготовило ряд предложений по внесению изменений в законодательство, которые позволят в краткосрочной перспективе производить на территории России значительное количество новых препаратов, способных частично вытеснить импортные. Соответственно, цены на них будут на порядок ниже. В первую очередь, это касается переориентации программ государственных закупок на отечественного производителя.
Хватает ли Новосибирску квалифицированных фармацевтов, и готовы ли они консультировать покупателей, фактически заменяя врачей?
В Новосибирске, как и в других регионах, существует дефицит квалифицированных фармацевтов. Грамотные сотрудники наших аптек, прошедшие обучение в корпоративной академии 36,6, пользуются большим спросом на фармацевтическом рынке. Важно, чтобы люди, которые приходят в наши аптеки, были твердо уверены, что здесь им помогут, не только продав необходимый препарат, но и просто советом. Однако даже самый квалифицированный фармацевт не может заменить врача. Поэтому для постановки диагноза и выбора лечения мы советуем обращаться к врачам.
Елена Сафронова
Фото gettyimages.com (1), Веры Сальницкой (2-3)