NGS
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+9°

пасмурно, дождь

ощущается как +5

5 м/c,

южн.

743мм 89%
Подробнее
0 Пробки
USD 94,09
EUR 100,53
Реклама
Бизнес Экономика «Люди болеют, несмотря на кризис»

«Люди болеют, несмотря на кризис»

Резкое подорожание лекарственных препаратов меняет потребительские предпочтения новосибирцев

Активный рост цен на медикаменты наблюдается с начала года, причем увеличивается стоимость и импортных, и отечественных лекарств. По данным Новосибирскстата, больше всего подорожали супрастин, аспирин и панкреатин — в 1,4 раза, а нитроглицерин и анальгин в 1,3 раза. Особенно ощутимо подорожали лекарства импортных производителей, начальная цена которых напрямую зависит от курса евро. За первый квартал 2009 года цены, в целом, выросли на 15-16 %. О стоимости лекарств и будущем аптечного рынка корреспондент НГС.БИЗНЕС поговорила с директором бизнес-единицы «Западная Сибирь» «Аптечной сети 36,6» Андреем Шляевым.

Справка: ОАО «Аптечная сеть 36,6» занимается дистрибуцией лекарственных препаратов, розничной торговлей товарами для красоты и здоровья. Основные акционеры (по данным «СПАРК-Интерфакс»): «36,6 Инвестментс Лимитед» (47,57 %), ЗАО «Депозитарно-клиринговая компания» (16,4345 %), коммерческий банк «Дж. П. Морган Банк Интернешнл» (13,2671 %), некоммерческое партнерство «Национальный депозитарный центр» (7,2172 %), Сергей Кривошеев и Артем Бектемиров — по 4,37%. Чистая прибыль за 9 мес. 2008 года — 32 млн. рублей. На конец 2008 года «Аптечная сеть 36,6» управляет 1127 аптеками по России, сегодня в Новосибирске работает 21 аптека.

Насколько повысились цены на продукцию — импортную и отечественную?

С вопросом повышения цен мы столкнулись еще в прошлом году. Оптовые поставщики закладывают свои риски в стоимость препаратов, однако снижение покупательской способности не позволяет аптекам поднимать цены в той же мере. Поэтому цены для конечного потребителя повышаются вынужденно, но постепенно и в меньшей степени, чем их поднимает рынок. За первый квартал 2009 года цены, в целом, выросли на 15-16 %. При этом рост цен на импортную продукцию выше, так как начальная цена напрямую зависит от курса евро. Соотношение отечественной и импортной продукции сейчас составляет 30 % к 70 %.

Отечественные препараты тоже растут в цене, но не так ощутимо. «Аптечная сеть 36,6» предпринимает ряд мер для того, чтобы снизить цены на лекарственные средства: мы заключаем прямые договоры с производителями, ведем переговоры о снижении цен с дистрибьюторами, работаем над ценообразованием. Я надеюсь, что все эти меры приведут к тому, что уже в конце 2 квартала цены на некоторые позиции в наших аптеках будут снижены на 5-10 %.

Андрей Шляев: «Цены для конечного потребителя повышаются вынуждено, но постепенно и в меньшей степени, чем их поднимает рынок»

Как это повлияло на продажи?

Сегодня как никогда для покупателей важную роль играет цена. Импортные товары становятся все менее доступными, поэтому спрос смещается в сторону более дешевых качественных аналогов. Снижение спроса может привести к падению продаж в нашем регионе. Меняется ассортимент покупаемых товаров — оригинальные препараты все чаще заменяются дженериками (лекарствами, выпускаемыми без лицензии компании-разработчика и размещаемыми на рынке после окончания срока действия патента или других исключительных прав), которые значительно дешевле. Люди теперь обращаются в аптеку только по необходимости, тема «Красота и здоровье» отходит на второй план.

Грозит ли аптекам разорение? Кто останется на рынке?

Ни для кого не секрет, что спрос на лекарства будет всегда, люди болеют, несмотря на кризис. Какие-то аптеки, возможно, закроются, потому что не смогут выйти на рентабельность. Другие, у которых есть сильные конкурентные преимущества, продолжат работать и, может быть, усилят свои позиции в регионе.

В сети 36,6 отмечают меняющийся спрос: оригинальные препараты все чаще заменяются более дешевыми дженериками

Что касается «Аптечной сети 36,6», то в ближайший год мы планируем сосредоточиться на сокращении общих и административных расходов и использовании эффекта «экономики масштаба» при работе напрямую с производителями — с целью снижения себестоимости товаров. Ставки делаются на качество услуг, ассортимент, дополнительный сервис, гибкие программы лояльности.

В частности, в нескольких наших аптеках «36,6» уже размещены Центры лечебной косметики, мы выпускаем собственное регулярное издание «ПроЛайф». И главное наше конкурентное преимущество — производство товаров под брендом 36,6, портфель которых мы будем расширять. В 2008 году ассортимент продукции СТМ (private label) насчитывал около 700 наименований. У этого направления большие перспективы, поскольку продукция СТМ ничем не уступает по качеству своим более дорогим аналогам, но существенно дешевле за счет отсутствия затрат на рекламу, грамотной логистики и большого количества розничных точек у сети. Мы будем совершенствовать уровень сервиса в наших аптеках, а также управлять ценами и ассортиментом в соответствии со спросом.

Насколько велика роль государства в аптечном бизнесе, кто диктует цены?

Государство выполняет в отрасли роль регулятора. Во-первых, оно регламентирует торговые наценки на ЖНВЛС (жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства) на фармацевтическом рынке. Органы исполнительной власти в каждом регионе устанавливают величины этих наценок. Во-вторых, государство стало обращать больше внимания на развитие отечественного производства.

К сожалению, полностью заменить импортные лекарственные средства на российские пока невозможно. Для того чтобы удовлетворить спрос на качественные и доступные по ценам аналоги, необходимо предоставить возможность российским производителям развиваться. И здесь необходим государственный подход.

Министерство промышленности и торговли уже подготовило ряд предложений по внесению изменений в законодательство, которые позволят в краткосрочной перспективе производить на территории России значительное количество новых препаратов, способных частично вытеснить импортные. Соответственно, цены на них будут на порядок ниже. В первую очередь, это касается переориентации программ государственных закупок на отечественного производителя.

Хватает ли Новосибирску квалифицированных фармацевтов, и готовы ли они консультировать покупателей, фактически заменяя врачей?

В Новосибирске, как и в других регионах, существует дефицит квалифицированных фармацевтов. Грамотные сотрудники наших аптек, прошедшие обучение в корпоративной академии 36,6, пользуются большим спросом на фармацевтическом рынке. Важно, чтобы люди, которые приходят в наши аптеки, были твердо уверены, что здесь им помогут, не только продав необходимый препарат, но и просто советом. Однако даже самый квалифицированный фармацевт не может заменить врача. Поэтому для постановки диагноза и выбора лечения мы советуем обращаться к врачам.

Елена Сафронова

Фото gettyimages.com (1), Веры Сальницкой (2-3)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления