Пока страна спорит, определяя продолжительность кризиса — 2 года, 3 года или все 20 лет, операторы розничной торговли свой «свет в конце тоннеля» уже увидели. Ритейлеры уверены, что дна кризиса они достигли и «хуже уже не будет». Конечно, статистика пока не радует цифрами увеличения оборота, да и рост популярности дешевых продуктов не сигнализирует о повышении благосостояния населения. Однако позитивные подвижки в сфере продуктовой торговли уже появились.
Федеральные ритейлеры уверены, что их отрасль уже начинает выходить из кризиса. «Регионалы» более осторожны в прогнозах. Тем более что неумолимая статистика поводов для бурного оптимизма не дает — Новосибирскстат констатирует, что в январе-феврале 2009 г. оборот розничной торговли в Новосибирской области составил 38,64 млрд руб. (минус 6,8 % к январю-февралю 2008 г.). На долю продовольственных товаров в первые два месяца этого года приходилось 41,9 % оборота, на долю непродовольственных — 58,1 % (годом ранее — 42,7 % и 57,3 % соответственно).
Однако ритейлеры отмечают главное — оптимистическое изменение соотношения между товарными группами.
Особенно «рельефно» бакалейный бум выглядел в областной части нашей сети. Думаю, дело в менталитете. Для жителей сельских районов сахар традиционно слывет стратегическим продуктом, и они на тревожные приметы отвечают таким вот сахарным ажиотажем».
Потеряв интерес к «стратегическим запасам», покупатели возвратились к обычной потребительской корзине. Конечно, она тоже несколько видоизменилась.
«Упал спрос на дорогие полуфабрикаты высокой степени готовности, на готовые салаты, — говорит генеральный директор сети магазинов «Холидей Классик» Алексей Захаров. — Эти позиции «просели» на 20–25 %. Покупатели все чаще выбирают то, что требует больше кухонной работы, но и обходится дешевле».
Хуже продаются безалкогольные напитки, бутилированная вода и корма для животных. Зато вырос спрос на кондитерские изделия — в некоторых сетях рост достигает 10 %. Правда, многих марок в магазинах уже не найти, и их дальнейшая судьба под вопросом. Новосибирские ритейлеры уверены, что ставку стоит делать на продукты низкой ценовой категории, и планируют избавляться от дорогих позиций.
«Ставка на low cost себя оправдала, — уверен Алексей Захаров. — Спрос на дешевые продукты вырос на 15–18 %. Если раньше на низкоценовую группу приходилось 20–25 %, то теперь — 40 %. Средняя же группа уменьшилась с 60 до 50 %, а доля премиумной продукции теперь составляет одну десятую часть ассортимента. Сократилась доля «сопутки». Точнее, состав этой группы был оптимизирован: теперь «сопутка» — это именно промтовары первой необходимости. Однозначно упал спрос на сувениры, на всякие интерьерные безделушки — на то, что укладывается в описание «дорогое и не очень нужное».
В «стартовый» период кризиса сокращение ассортимента было самым расхожим спасательным приемом. В сети «Мария-Ра» ассортимент сократили на 30–35 %, в «Холидей Классик» — на 20 %, «Пятерочка» практически вернулась к образу жесткого дискаунтера, с которого и начинала.
И на этом ритейлеры не собирались останавливаться, пока ситуация оставалась тревожной и неопределенной. «Теоретически, сокращать ассортимент можно было бы и дальше, — говорит, заместитель генерального директора компании «Мария-Ра» Денис Дьяков. — Да хоть до 600 наименований. Так бы и случилось, если бы продолжалось падение. Но в нашей отрасли дно, кажется, уже достигнуто».
Впрочем, операторы продуктовой розницы стараются не злоупотреблять определением happy end. «Кризис не может кончиться в одной отдельно взятой отрасли, — резюмирует Алексей Захаров. — Я бы предпочел называть нынешнюю ситуацию окончанием паники, завершением поры повального пессимизма. Ведь справиться с паникой — это уже полдела».
Елена Лунева, Игорь Смольников
Фото static.liga.net