NGS
Погода

Сейчас+6°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+6°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +2

4 м/c,

сев.

758мм 39%
Подробнее
4 Пробки
USD 92,51
EUR 98,91
Реклама
Бизнес Экономика Спички, сахар, макароны

Спички, сахар, макароны

Магазины отмечают завершение ажиотажного спроса на товары, необходимые для физического выживания

Пока страна спорит, определяя продолжительность кризиса — 2 года, 3 года или все 20 лет, операторы розничной торговли свой «свет в конце тоннеля» уже увидели. Ритейлеры уверены, что дна кризиса они достигли и «хуже уже не будет». Конечно, статистика пока не радует цифрами увеличения оборота, да и рост популярности дешевых продуктов не сигнализирует о повышении благосостояния населения. Однако позитивные подвижки в сфере продуктовой торговли уже появились.

Федеральные ритейлеры уверены, что их отрасль уже начинает выходить из кризиса. «Регионалы» более осторожны в прогнозах. Тем более что неумолимая статистика поводов для бурного оптимизма не дает — Новосибирскстат констатирует, что в январе-феврале 2009 г. оборот розничной торговли в Новосибирской области составил 38,64 млрд руб. (минус 6,8 % к январю-февралю 2008 г.). На долю продовольственных товаров в первые два месяца этого года приходилось 41,9 % оборота, на долю непродовольственных — 58,1 % (годом ранее — 42,7 % и 57,3 % соответственно).

Однако ритейлеры отмечают главное — оптимистическое изменение соотношения между товарными группами.

Особенно «рельефно» бакалейный бум выглядел в областной части нашей сети. Думаю, дело в менталитете. Для жителей сельских районов сахар традиционно слывет стратегическим продуктом, и они на тревожные приметы отвечают таким вот сахарным ажиотажем».

Потеряв интерес к «стратегическим запасам», покупатели возвратились к обычной потребительской корзине. Конечно, она тоже несколько видоизменилась.

«Упал спрос на дорогие полуфабрикаты высокой степени готовности, на готовые салаты, — говорит генеральный директор сети магазинов «Холидей Классик» Алексей Захаров. — Эти позиции «просели» на 20–25 %. Покупатели все чаще выбирают то, что требует больше кухонной работы, но и обходится дешевле».

Хуже продаются безалкогольные напитки, бутилированная вода и корма для животных. Зато вырос спрос на кондитерские изделия — в некоторых сетях рост достигает 10 %. Правда, многих марок в магазинах уже не найти, и их дальнейшая судьба под вопросом. Новосибирские ритейлеры уверены, что ставку стоит делать на продукты низкой ценовой категории, и планируют избавляться от дорогих позиций.

«Ставка на low cost себя оправдала, — уверен Алексей Захаров. — Спрос на дешевые продукты вырос на 15–18 %. Если раньше на низкоценовую группу приходилось 20–25 %, то теперь — 40 %. Средняя же группа уменьшилась с 60 до 50 %, а доля премиумной продукции теперь составляет одну десятую часть ассортимента. Сократилась доля «сопутки». Точнее, состав этой группы был оптимизирован: теперь «сопутка» — это именно промтовары первой необходимости. Однозначно упал спрос на сувениры, на всякие интерьерные безделушки — на то, что укладывается в описание «дорогое и не очень нужное».

В «стартовый» период кризиса сокращение ассортимента было самым расхожим спасательным приемом. В сети «Мария-Ра» ассортимент сократили на 30–35 %, в «Холидей Классик» — на 20 %, «Пятерочка» практически вернулась к образу жесткого дискаунтера, с которого и начинала.

И на этом ритейлеры не собирались останавливаться, пока ситуация оставалась тревожной и неопределенной. «Теоретически, сокращать ассортимент можно было бы и дальше, — говорит, заместитель генерального директора компании «Мария-Ра» Денис Дьяков. — Да хоть до 600 наименований. Так бы и случилось, если бы продолжалось падение. Но в нашей отрасли дно, кажется, уже достигнуто».

Впрочем, операторы продуктовой розницы стараются не злоупотреблять определением happy end. «Кризис не может кончиться в одной отдельно взятой отрасли, — резюмирует Алексей Захаров. — Я бы предпочел называть нынешнюю ситуацию окончанием паники, завершением поры повального пессимизма. Ведь справиться с паникой — это уже полдела».

Елена Лунева, Игорь Смольников

Фото static.liga.net

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления