Все новости
Все новости

Модельный бизнес

Интервью с предпринимателем, создавшим успешное дело из детских привязанностей взрослых людей

Поделиться

Заниматься любимым хобби и зарабатывать этим деньги — мечта многих. Однако те, кому удается извлекать прибыль из увлечений души, признаются, что такой бизнес не годится на роль основного источника дохода, а подходит лишь для состоявшихся предпринимателей в качестве способа самореализации. Один из представленных в Новосибирске подобных экзотических видов бизнеса — реализация радиоуправляемых моделей. В интервью НГС.БИЗНЕС директор новосибирского салона «Центр Хобби» Сергей Мартынов рассказал о том, как совмещать бизнес и хобби, почему техосмотр модели автомобиля стоит 1,5 тысячи рублей и о том, что хорошо пилотировать модель вертолета умеет один-единственный новосибирец.

Справка: Сергей Мартынов родился в 1970 году в Новосибирске, занимается радиоуправляемыми моделями с 2004 года. Основал компанию «Центр Хобби» в 2008 году, уже будучи собственником более крупного бизнеса в сфере услуг. Владелец модели автомобиля класса stadium track, предназначенного для трековых гонок по асфальту.


Назовите, пожалуйста, самые популярные в Новосибирске радиоуправляемые модели и их цену.

Мы начали работать летом 2008 года и поэтому пока не имеем достаточной статистики, чтобы составлять рейтинг. Но для того, чтобы незнакомый с данной культурой человек мог сформировать представление об ассортименте, скажу, что мы реализуем 4 основных типа радиоуправляемых моделей: вертолеты, автомобили, лодки и самолеты. Каждый из классов делится на два подкласса — электрические и на основе двигателя внутреннего сгорания, а вертолеты делятся по способу управления — более простые соосные и более сложные пилотажные. Средняя цена соосного вертолета составляет 5–7 тыс. руб., а пилотажного 12 тыс. руб. Электрические автомобили стоят в среднем от 5 до 10 тыс. руб., авто на ДВС (двигатель внутреннего сгорания. — М.В.) идут от 15 до 45 тыс. руб., а стоимость моделей лодок колеблется от 5 до 30 тыс. руб.

При этом стоит учитывать, что мы решили начать с самых простых, а следовательно, и более недорогих моделей. Ведь зачастую те, кто начинает серьезно заниматься радиоуправляемыми моделями, приобретает сложную аппаратуру и вкладывает в свои модели по нескольку тысяч долларов. Я думаю, Новосибирск пока к такому не готов — наша цель начать с простого и популяризовать эту культуру.

Для чего чаще всего покупают модели в Новосибирске: в подарок или для себя в качестве хобби?

Опять-таки сложно вести точный учет, но думаю, что по количеству заказов в среднем половина наполовину. Однако стоит учитывать два момента. Во-первых, в подарок покупают чаще всего менее дорогие модели, в то время как для себя приобретают модели более высокой ценовой категории. Второе — нашу продукцию дарят чаще всего взрослым, так как управление большинством моделей довольно непростое, да и уход за ними требует ответственности. Например, можно с уверенностью утверждать, что хорошо управлять пилотажной моделью вертолета едва ли не сложнее, чем настоящим вертолетом. Я знаю только одного человека в Новосибирске, который мастерски управляется с моделями подобного типа.

Сколько среди покупателей моделей тех, кто довольствуется одной моделью, сколько увлеченных модельным хобби, а сколько тех, кто занимается модельным спортом?

Несмотря на то что в Новосибирске культура радиоуправляемых моделей находится, так сказать, в «зачаточном» состоянии, думаю, что две трети покупателей — это по-настоящему увлеченные люди. Одна треть покупает модели как некую экзотику и впоследствии предпочитает не углубляться в данную тему. Что же касается модельного спорта, то я не знаю ни одного новосибирца, который бы участвовал в федеральных или мировых соревнованиях на современных радиоуправляемых моделях. Уверен, в будущем появятся и чемпионы.

Сколько всего в нашем городе людей, серьезно занимающихся радиоуправляемыми моделями? Существует ли официальное сообщество и проводятся ли в Новосибирске соревнования?

По моим оценкам, по-настоящему увлеченных моделями людей в нашем городе 100–200 человек. Первый интерес к моделям новосибирцы проявили около 5 лет назад, когда энтузиасты начали привозить их из-за границы. На сегодняшний момент я не знаю ни одного официального сообщества, люди общаются несистемно, преимущественно в кругу друзей и знакомых, ведь по большому счету эта культура, этот бизнес не может существовать без «тусовки». В одиночестве интересно поездить или полетать день-два, а потом становится скучно, нужны единомышленники. Регулярные соревнования пока не проводятся, однако ресурсы и желающие участвовать уже имеются. Например, в октябре 2008 года мы проводили презентацию трассы для гонок на автомоделях на территории базы отдыха «Маяк». Тогда набралось 12 участников и около 200 зрителей. При этом к данному мероприятию проявили интерес и моделисты из соседних регионов. Люди соревновались на простых моделях стоимостью 15–30 тыс. руб. — как электрических, так и на основе ДВС.

Как обстоят дела с сервисным обслуживанием моделей?

Для этой цели у нас имеется специальная мастерская, где все виды моделей проходят техосмотр и ремонт. Например, полный техосмотр и доводка автомодели с ДВС стоит 1500 рублей. Ведь для успешной эксплуатации модели необходима грамотная обкатка двигателя. Также требуется протянуть все крепления, отрегулировать соединения и прочее. Судите сами — модель автомобиля с двигателем на специальном топливе может разгоняться до 100 км/ч. Все узлы и агрегаты модели при этом испытывают высокочастотную вибрацию, не говоря уже о том, что и подвеска, и дифференциалы подвержены повышенной механической нагрузке.

Насколько прибылен бизнес по продаже радиоуправляемых моделей? Это дело увлеченного человека или коммерсанта?

Этот бизнес весьма специфичен и очень схож с хобби. Конечно, мы не работаем в убыток, но если говорить о прибыльности, то подобный салон позволяет заработать значительно меньше, чем предприятие, реализующее более массовую продукцию. Например, для меня магазин по продаже радиоуправляемых моделей — это дополнительный бизнес, а основной доход я получаю от фирмы, работающей совершенно в другой сфере. Типичная ситуация — владелец успешного производственного или торгового предприятия сам увлекается каким-то хобби и вкладывает деньги в фирму, таким образом формируя вокруг себя сообщество единомышленников.

Марк Волков

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter