NGS
Погода

Сейчас+1°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+1°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как -2

2 м/c,

ю-в.

751мм 97%
Подробнее
6 Пробки
USD 94,32
EUR 100,28
Реклама
Бизнес Экономика «Сейчас самый выгодный бизнес — покупка долларов»

«Сейчас самый выгодный бизнес — покупка долларов»

Состояние новосибирского ритейла ухудшается на фоне падения спроса и высоких ставок аренды

По данным статистики, за три последних месяца 2008 года в 2,5 раза возросло количество новосибирских розничных ритейлеров, считающих ситуацию в своей компании неблагоприятной. Если в IV квартале 2007 года пессимистов было лишь 4 %, то за аналогичный период 2008 года выявлено уже 10%. Как показывают статистические данные, торговцы перестают делать упор на конкурентную борьбу, а между тем страдают от падающего спроса и высокой арендной платы. На вопросы НГС.БИЗНЕС относительно верности данных статистики отвечали: коммерческий директор компании «Техносити» Сергей Которов и директор по маркетингу и рекламе сети магазинов «Посуда Центр» Яков Хромов, генеральный директор ООО «Торговый холдинг Сибирский Гигант» Андрей Зацепилин и управляющий сибирским филиалом компании «Евросеть» Алексей Попов.

Справка: Опубликованный 13 января отчет Новосибирскстата показывает, что по сравнению с прошлым годом количество озадаченных проблемой падающего спроса выросло на 7 %. Также в 2008 году на высокую арендную плату жалуется на 6 % больше предпринимателей, чем в 2007. Кроме того, на 3 % выросло беспокойство относительно размера налоговых выплат. В то же время значимость такого фактора, как высокая конкуренция, ослабла на 4 %. Наряду с последним к ослабевающим факторам относятся и транспортные расходы, которые беспокоят бизнесменов на 2 % меньше, чем в прошлом году.

Действительно ли падающий спрос является главной проблемой новосибирского ритейла?

Сергей Которов: В данном аспекте статистики абсолютно правы. Думаю, что в сегменте компьютерной техники спрос упал по сравнению с IV кварталом 2007 года в среднем на 25 %.

Яков Хромов: Мы уже спрогнозировали свой финансовый план на 2009 год с учетом падения спроса на 20 %. Однако само падение спроса — это не проблема. Проблема — это неготовность самих сетей и их поставщиков адекватно реагировать на меняющиеся обстоятельства. У многих ритейлеров, которые активно развивались в 2007–2008 годах, есть серьезные долговые обязательства. В текущей рыночной ситуации инвесторы предъявляют к оферте вексели и облигации, а банки часто просят досрочно погасить кредиты. Соответственно, у ритейлеров появляется большая головная боль: где взять деньги на погашение задолженностей и обеспечение операционной деятельности. Отсюда задержки по расчетам с поставщиками. А падающий спрос не дает получить необходимый доход и подрывает доверие к ритейлу в целом со стороны финансовых институтов.

Андрей Зацепилин: Это действительно серьезная проблема, поскольку скорость и объем снижения платежеспособного спроса трудно спрогнозировать. Точно так же, как и структурные сдвиги в потреблении. Ритейлеры понимают, что в рамках ассортиментной, маркетинговой, ценовой политики необходимы изменения. Однако в условиях неопределенности приходится либо рисковать и проверять верность своих гипотез эмпирическим путем, либо осторожничать и принимать стратегические решения на основе исследований рынка.

Алексей Попов: В последние годы уровень потребления рос благодаря росту доходов населения, а также активному развитию розничного кредитования. Естественно, ритейлеры стремились удовлетворять все более возраставшие потребности потребителей. Но ситуация изменилась. Экономическая нестабильность заставляет покупателей более взвешенно расходовать собственные средства. Спрос на многие непродовольственные товары, особенно в сегменте «выше среднего», снижается, это проблема для ритейлеров, делавших ставку на данные категории.

Насколько сильно мешают новосибирским ритейлерам размеры арендных ставок торговых помещений?

С.К.: В условиях падения спроса и сокращения выручки многие компании пересматривают свои затраты и переезжают в более дешевые помещения. Это происходит по причине того, что оплата аренды торговых помещений занимает значительную долю в структуре расходов ритейлера.

Я.Х.: Тот бурный рост, который происходил в 2007–2008 годах, перегрел рынок коммерческой недвижимости, и сейчас те ритейлеры, которые заключили договоры по старым, завышенным расценкам и не сумели договориться о новых условиях, рискуют, что их бизнес окажется слаборентабельным. Основной статьей затрат станут персонал и аренда. Кто сможет снизить эти две составляющие, тот сможет нормально работать в новых экономических условиях.

А.З.: Поскольку это постоянные затраты, то при сокращении торговых оборотов они активно «съедают» прибыль компаний и снижают уровень рентабельности. Это очень серьезная проблема, особенно для предприятий, которые и при растущем рынке балансировали на грани безубыточности.

А.П.: Арендная плата может занимать половину всех расходов на содержание торговой точки. Владельцы торговых помещений в последние годы могли спекулировать на ставках в связи с высокой конкуренцией в сфере ритейла, а также дефицитом качественных площадей. К началу кризиса стоимость аренды стала неадекватна ситуации.

Что происходит с уровнем конкуренции в новых экономических условиях?

С.К.: Я думаю, что конкуренция осталась высокой, на таком же уровне, что и до IV квартала 2008 года. Другое дело, что для ритейлеров сейчас остро актуальны проблемы спроса и аренды, в связи с чем забота о конкурентных войнах отходит на второй план.

Я.Х.: Кризисные условия не так долго длятся, чтобы сильно повлиять на уровень конкуренции. В 2009 году развитие рынка будет минимальным. «На коне» будут те, у кого будет товар.

А.З.: Конкуренция за ограниченные средства покупателей ожесточается. Сейчас явно бросается в глаза перекос маркетинговых коммуникаций в сторону ценовой конкуренции, поскольку многие компании правомерно решили для себя, что для покупателя вновь на первое место выходит такой фактор, как цена, экономия. И, конечно, происходит активная спекуляция на «кризисе».

А.П.: 2009 год изменит структуру рынка, перераспределение долей будет происходить по мере отмирания неэффективных игроков.

Выросла ли доля налогов в общей структуре расходной части торговых предприятий в последние месяцы?

С.К.: В новых экономических условиях налоговые органы предпринимают дополнительные усилия для повышения собираемости налогов. Правительством России были обещаны определенные послабления, однако, судя по всему, чиновники на местах поняли все с точностью до наоборот.

Я.Х.: Доля налогов не изменилась. Платить налоги стало даже легче благодаря ряду законов, принятых Правительством РФ. Так, с января 2009 г. был снижен налог на прибыль, была введена рассрочка оплаты НДС.

А.З.: Доля налогового бремени в структуре затрат растет в связи усилием доли прямых налогов (налог на имущество, налог на землю и т.д.).

Как меняется новосибирская торговля в связи с девальвацией рубля?

С.К.: Удешевление рубля идет значительно быстрее, чем снижение цен зарубежными производителями. Вследствие этого, как только у ритейлеров кончатся старые запасы, поток импорта будет падать, а цены начнут резко расти. На сегодняшний момент самый выгодный бизнес — это переводить рубли в доллары. Так многие и делают, продавая бизнес с целью «отсидеться» с валютным счетом на протяжении кризиса.

Я.Х.: В нашем сегменте поставщики импортных товаров меняют цены, увеличивая их в среднем на 10–30 %. Мы пока стараемся держать цены на минимальном, приемлемом для покупателя уровне, предлагая ему такие распродажи, как рождественская — 70 %.

А.З.: Невероятный рост цен на импортируемую продукцию еще больше провоцирует изменение структуры потребления в сторону более дешевых отечественных аналогов, что в конечном итоге отражается на величине среднего чека и торговом обороте предприятий.

А.П.: Многие компании после нового года уже повысили цены не только на импортную продукцию, но и отечественного (и в том числе регионального) производства. В связи с подорожанием обслуживания иностранного оборудования, сырья или технологий.

Марк Волков

Фото gettyimages.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления