Ситуация на рынке детских товаров в Новосибирске на сегодняшний день неоднозначная. С одной стороны, не радуя особым разнообразием, предложение одежды и особенно игрушек намного меньше реального спроса. Для того чтобы купить ребенку оригинальный подарок на Новый год, нужно затратить огромное количество времени и усилий. С другой стороны, в связи с кризисом продавцы детских товаров испытывают те же проблемы, что и другие ритейлеры. Так, из-за финансовых проблем две недели назад закрылся детский гипермаркет «Банана-Мама». О рынке детских товаров корреспондент НГС.БИЗНЕС поговорил с директором сети «Папайя» Андреем Каламейцевым.
Справка: Cеть магазинов детских товаров «Папайя» появилась в Новосибирске в 2003 году в качестве проекта компании «Академстройсервис». Сейчас имеет 3 магазина, расположенных в ТЦ Академгородка, галерее «Фестиваль» и ТРК «Ройял Парк». Директор сети «Папайи» Андрей Каламейцев был одним из основателей сети супермаркетов «Холидей», а затем управляющим розничными сетями «Крепость», «Квартал» и «7 звезд».
Что вы посоветуете купить ребенку на Новый год? Есть ли что-то особенное среди игрушек в этом новогоднем сезоне?
В наших магазинах родители могут выбрать игрушки на любой вкус, главное чтобы ребенку это принесло максимум приятных впечатлений. От маленьких и недорогих до больших и очень оригинальных. Я бы порекомендовал обратить внимание на такие игры: стол с набором игр «9 в 1», большой дом Барби, конструкторы Bornimago, железные дороги Mechano. Также мы можем предложить коллекционные фигурки фирмы Schleich — рыцари, индейцы, звери и т.п., из которых можно сформировать огромное количество композиций и постоянно их улучшать и совершенствовать.
Что бы вы подарили своему ребенку на Новый год?
У меня детей нет, а своему племяннику я подарю, скорее всего, LEGO.
Повлиял ли кризис на сокращение ассортимента?
Мы пока только увеличиваем ассортиментное предложение, к Новому году значительно увеличили объемы поставок, запускаем праздничные скидки, так что надеемся, что все наши покупатели останутся довольны. Небольшое снижение спроса на одежду мы связываем с очень теплой осенью, если морозы наконец-то установятся, то и спрос, скорее всего, пойдет вверх. Поэтому значительного сокращение покупательского спроса мы пока не отмечаем и ассортимент снижать не планируем, а подведение итогов и оценки влияния кризиса будем проводить в январе 2009 года.
Кризис, как показала эта осень, сказывается не только на ритейлерах, но и на производителях и оптовиках…
Да нет, все наши поставщики, с которыми мы работали, нам отгружают товары в полном объеме. Может быть, несколько изменились условия поставок, но и то не значительно. Проблем пока не испытываем.
Покупатели жалуются, что в детских магазинах товары очень уж одинаковые. С чем это связано?
С одной стороны, доля правды в этом есть. Если мы будем говорить про игрушку, то все сети работают с одними поставщиками, но ассортимент, который они предлагают, не вместит ни один магазин, поэтому пересекающиеся позиции существуют, но также можно найти и что-то оригинальное. Что же касается одежды, мы предлагаем абсолютно отличный от конкурентов ассортимент, а большинство марок являются эксклюзивными в нашем городе и коллекции каждого сезона не повторяются.
А есть ли в вашей сети что-то, чего нет у других? Не обязательно эксклюзив, но хотя бы группа товаров, представленная более полно.
В первую очередь — это одежда, также у нас интересные предложения колясок торговых марок Jane и Мaxi-cosi.
Каков средний чек в ваших магазинах?
Средний чек сейчас составляет примерно 1000 рублей.
Не боитесь ли вы уменьшения покупательской способности в связи с кризисом?
Нет, не боимся, мы позитивно смотрим на рынок и считаем, что кризис будет не очень продолжительный, просто это время надо пережить. Дети в любом случае растут — и одевать их надо. Наши постоянные покупатели понимают качество предлагаемых нами товаров, и мы будем продолжать работать в этом направлении.
То есть даже тем небольшим детским бутикам, которые продают очень дорогие товары, опасаться нечего?
Те, кто привык одеваться хорошо и красиво, останутся приверженцами своих магазинов. Вопрос только в том, хватит ли их владельцам ресурсов пережить кризис.
Закрытие «Банана-Мамы» свидетельствует о неэффективности новосибирского филиала или всей компании в целом?
Это чистой воды кризис компании. Та финансовая отчетность, которую они опубликовали в открытом доступе, вызвала много вопросов, некоторые цифры меня просто удивляли. Они сами довели ситуацию до тупиковой.
Повлиял ли бэби-бум на прибыль компании?
Мы работаем на детей от 0 до 14 лет. Последние три года бэби-бум действительно ощущался: товары для детей от 0 до 3 берут больше, и мы отмечаем положительную динамику по данной возрастной группе. Если этот бум продержится еще года четыре, то и результат будет более ощутимый.
Есть мнение, что кризис укрепит позиции российских производителей. Много ли лидеров среди них в вашей сфере?
Мы в первую очередь ориентируемся на качество, к сожалению, отечественная продукция по многим параметрам пока не дотягивает до импортной. У западных производителей большой опыт, они хорошо чувствуют рынок и моду. Я очень рассчитываю, что в условиях кризиса наш производитель по-другому посмотрит на свой ассортимент и предложит на рынок интересную продукцию.
Можно ли сказать, что кукол Барби вытеснили куклы Bratz?
Да, это случилось из-за того, что компания Mattel высудила право на эксклюзивное производство кукол Барби, а их конкуренты снимают данную продукцию с производства.
Какова ваша позиция в отношении игрушек и этики?
Мы не будем торговать игрушками, которые хоть как-то могут принести вред ребенку, и у нас были случаи, когда мы отказывались от закупки товаров, даже если с коммерческой точки предложение было очень выгодно.
Владимир Иткин
Фото Алены Балгеймер