27 мая среда
СЕЙЧАС +8°С

«Брестская крепость»: кровь наших родных

На экраны вышел первый современный фильм о Великой Отечественной войне, за который не стыдно

Поделиться

Брестская крепость стала одним из первых объектов нападения, и, как сообщается в фильме, здесь немцами впервые был отдан приказ об отступлении

Брестская крепость стала одним из первых объектов нападения, и, как сообщается в фильме, здесь немцами впервые был отдан приказ об отступлении

Справка: «Брестская крепость» (Россия – Белоруссия) — военная драма об обороне одного из первых объектов нападения Германии 22 июня 1941 года. Режиссер — Александр Котт. В ролях — Павел Деревянко («Гитлер капут!»), Андрей Мерзликин («Бумер»), Александр Коршунов («Дикое поле»), Алексей Копашов. Бюджет — около 7 миллионов долларов. 149 минут.

Логично, что фильм, рассказывающий об обороне без шансов на успешный исход, распадается на хаос отдельных кошмаров

Логично, что фильм, рассказывающий об обороне без шансов на успешный исход, распадается на хаос отдельных кошмаров

Построенная в XIX веке Брестская крепость к середине ХХ века крепостью — в оборонном смысле — уже не была, но использовалась как склад и жилье для нескольких тысяч военных с семьями. Планировалось, что превосходящие силы вермахта возьмут крепость (врасплох) за первые часы войны. Но оборона шла неделю, которая и вошла в фильм, а отдельные защитники, ушедшие в подземелья, отстреливались еще месяц.

Собственно боевые эпизоды в «Брестской крепости» поставлены мощно и эффектно…

Собственно боевые эпизоды в «Брестской крепости» поставлены мощно и эффектно…

В прологе фильма крепость показана будто через желтое стеклышко душевных воспоминаний стариков о жизни до войны: играет духовой оркестр, все танцуют. Упитанный НКВД-шник как-то неуклюже отчитывает немолодого офицера за распространение паники насчет будущей войны. «Все ее ждали, — говорит рассказчик за кадром, — но никто не знал, что так сразу». И практически сразу кино резко взрывается осколками и пылью, ржанием раненых лошадей и паникой защитников, которых один из будущих героев обороны выстрелами в воздух и окриками приводит в чувство. В следующих полутора часах сплошного побоища нет ни логики, ни стратегии, что понятно: это хаотичное индивидуальное сопротивление внезапно превратившейся в сплошную смерть окружающей реальности.

…но главная сюжетная линия — бродящего по полуразрушенной и воюющей крепости мальчика-рассказчика — провисает и не всегда убедительна

…но главная сюжетная линия — бродящего по полуразрушенной и воюющей крепости мальчика-рассказчика — провисает и не всегда убедительна

Кино выдержано в монументальном и серьезном духе, вдохновляющемся одновременно и советскими, и голливудскими военными драмами

Кино выдержано в монументальном и серьезном духе, вдохновляющемся одновременно и советскими, и голливудскими военными драмами

Есть три попеременно показываемых группы защитников: одной руководит хмурый ветеран гражданской войны майор Гаврилов, другой — харизматичный, с шальной улыбкой Фомин, который в итоге представится немцам: «Комиссар, еврей, коммунист», третьей — растерявший по закоулкам крепости семью лейтенант Кижеватов. Все это — реальные участники событий под своими настоящими именами. Связным между разными группами и эпизодами выступает рассказчик — двенадцатилетний Саша Акимов. Идея ребенка, обратившегося в сплошной взгляд, зачарованно бредущего через разные круги ада, напоминает «Иди и смотри». Оттуда же «Крепостью» взята и идея лавины зла, под которой нет времени на диалоги и рефлексию.

Советскими лентами вдохновлено общее настроение, голливудскими — визуальный стиль

Советскими лентами вдохновлено общее настроение, голливудскими — визуальный стиль

Здесь стреляют — иногда в близких людей из милосердия — без драматической паузы.

Три главных взрослых героя фильма имеют реальные прототипы и выступают под собственными именами…

Три главных взрослых героя фильма имеют реальные прототипы и выступают под собственными именами…

Кадр завален трупами, что заставляет зрителя прочувствовать жуткую привычность к ним у людей, запертых в бойне надолго. Собственно бой в фильме поставлен неожиданно мощно и тщательно — нет умытых лиц, массовка не боится отдавить друг другу ноги — да и актеры ровно хороши.

…хотя сценарий фильма меняет некоторые подробности биографий, причем не всегда в сторону большей художественной убедительности

…хотя сценарий фильма меняет некоторые подробности биографий, причем не всегда в сторону большей художественной убедительности

В итоге «Крепость» совершенно поглощает зрителя, несмотря на несколько заметных недостатков.

У рассказчика — мальчика Саши — прототипы тоже были, но это, скорее, сборный персонаж

У рассказчика — мальчика Саши — прототипы тоже были, но это, скорее, сборный персонаж

Связывающая фильм линия мальчика-рассказчика провисает и облипает мелодраматичными штампами. Жестко продержав зрителя полтора часа, кино обмякает в финале. Там, где ждешь добивающей публику кульминации или большой исторической справки, оказывается впервые откровенно фальшивящая задушевная беседа пожилого героя с румяным кадетом; на титрах звучит чахлая песня Леонида Агутина.

Обойдясь без неоднозначностей в самом фильме — что можно оправдать концентрированной бойней, где есть только «мы» и «они», — создатели попытались добавить их в финале. При этом странно обошлись с майором Гавриловым — лаконично сообщается, что он «после плена пострадал от репрессий». То, что вернувшиеся из плена, бывало, действительно сменяли один лагерь на другой — факт. Но реального Гаврилова он практически не коснулся, что только дает повод любителям крепких рук порассуждать о том, что репрессии вообще выдуманы.

По реакции на фильм в очередной раз видно, что единственным консолидирующим для нас остается Победа; следующие 60 лет не дали ничего, действительно объединяющего всех.

Разногласия есть по отдельным вопросам: кто-то прикидывает, могла ли цена быть меньшей, кого-то раздражают георгиевские ленточки, но все эти люди спорят на одной кухне. Есть встроенное чуть ли не на генетическом уровне нечто, с чем резонирует «Брестская крепость» — снятая по старым канонам, не гениально, но искренне, без халтуры и бешеных амбиций — того, на чем погорали предыдущие попытки большого патриотического кино. Зрителю «Крепости» трудно отделить собственные «встроенные» эмоции от художественных решений. На общечеловеческое «Крепость» не тянет: иностранцу покажется крепким середнячком, дивно отработавшим маленький бюджет. Но здесь и сейчас «Крепость» попадает в категорию «иди и смотри»: это хороший фильм о Великой Отечественной войне, чего сильно не хватает последние двадцать лет.

Елена Полякова

Кадры из фильма — kinopoisk.ru

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!