17 ноября воскресенье
СЕЙЧАС -7°С

Болит спина: к кому обратиться за помощью, как сходить на лечение и не потерять остатки здоровья

Что делать, куда, а главное, к кому идти за помощью при боли в спине

Поделиться

12 985
Денис Петрович Добрынин, главный врач «Клиники доктора Добрынина»

Денис Петрович Добрынин, главный врач «Клиники доктора Добрынина»

Когда человек сталкивается с внезапной болью в спине, возникают вопросы: что делать, куда, а главное, к кому идти за помощью?

В такой ситуации человек желает лишь одного — скорее избавиться от боли, становится очень внушаемым и может не распознать шарлатана или недостаточно компетентного специалиста.

Кому доверить свое здоровье? По какому принципу выбрать специалиста? Как обычному человеку понять, что перед ним действительно профессионал? Как оценить уровень его компетенции и чего ожидать от лечения?

На эти и другие вопросы людей, страдающих от боли в спине, отвечает мануальный терапевт, травматолог-ортопед — главный врач «Клиники доктора Добрынина» Денис Петрович Добрынин.

— Бытует мнение: если болит спина, нужен массаж, и непременно 10 сеансов. Почему 10, а не 8 или 12, никто не знает. Так принято. Многие слышали о мануальной терапии, но мало кто понимает, что это такое и как она происходит. Одни думают, что это что-то вроде массажа, только с хрустом костей. Другие представляют ее как способ что-то «вправить», «поставить на место», а то и сломать и связывают с не менее страшным словом «костоправ». Проясните все это.

— Логичнее начать с вопроса: же такое мануальная терапия и чем она отличается от массажа?

И мануальная терапия — лечение руками, и массаж, казалось бы, тоже. Мануальная терапия — это определенные приемы воздействия руками на суставно-связочно-мышечный аппарат или внутренние органы. Цель мануальной терапии — вернуть подвижность там, где она должна быть, но по какой-то причине утрачена или ограниченна.

Если возникает ограничение там, где его быть не должно, организм подстраивается под эти изменения, это ограничение чем-то компенсируется (например, усиленной работой других структур, гиперподвижностью в других отделах, бо̜́льшим включением мышечных волокон на одной стороне, включением дополнительной мускулатуры и т.д.), нагружая компенсаторные механизмы.

Ограничение подвижности, боль, нарушение согласованной работы мышц — все это функциональные изменения, а не нарушение структуры. Мануальная терапия убирает эти изменения — восстанавливает функцию. Функция нормализовалась — боль исчезает.

Основные приемы мануальной терапии — мобилизация и манипуляция.

Мобилизация — это серия повторяющихся движений: толчков, надавливаний, смещений с целью восстановить нормальный для данного сустава объем движений. Доктор оказывает направленное движение руками на заблокированный сустав и пытается убрать ограничение. Начинает движение, доводит его до ограничения и мягко идет дальше.

А манипуляция — это тоже способ восстановить движение в блокированном сегменте, но не серией движений (мобилизация), а одним направленным высокоскоростным, но строго ограниченным по амплитуде движением в четко заданном направлении. Во время манипуляции мы можем услышать характерный щелчок. После этого ограничение снимается, и диапазон движения возвращается в норму (подробнее об этом я рассказываю в своем инстаграм-профиле).

Но мануальная терапия — это не просто техники. Важно понимание врачом, когда и в каких случаях они уместны, а когда нет, когда можно, а когда опасно. Самое важное — правильно определить показания к мануальной терапии. А для этого необходимо иметь знания в области анатомии, физиологии, биомеханики, неврологии, то есть хорошо ориентироваться в смежных дисциплинах.

Мануальный терапевт — это специалист с высшим медицинским образованием, именно врач, который сам определяет показания и противопоказания, консультирует пациентов, сам определяет стратегию и тактику лечения, а не выполняет чьи-то назначения (как, например, массажист в лечебном учреждении).

— А массажист? Смысл и значение массажа?

— Классический массаж — тоже лечение руками, серия последовательно сменяющих друг друга приемов: поглаживание, растирание, разминание, вибрация. Задача — достигнуть определенного состояния мягких тканей: усилить кровоснабжение, улучшить подвижность мягких тканей, воздействовать на болезненные зоны в мышцах — триггерные точки — с целью их устранения. Или привести организм в целом к определенному состоянию: тонизировать или, наоборот, снять избыточный тонус. То есть при различных заболеваниях массаж имеет разные цели.

Массаж — это работа с мягкими тканями: кожей, подкожной клетчаткой, фасциями, мышцами. Например, массаж спины — это работа с мягкими тканями, но без воздействия непосредственно на позвонки для коррекции биомеханики (чем занимается мануальная терапия). И в этом ограничение и отличие массажа.

Если мануальный терапевт — это прежде всего врач (невролог, травматолог и др.), специалист с высшим медицинским образованием, то для работы массажистом высшего образования не требуется. Однако для массажиста «лечебника» обязательно среднее медицинское образование. В лечебных учреждениях массажист выполняет назначения врача (а мануальный терапевт, как мы помним, — сам врач, он определяет стратегию и тактику лечения, делает назначения).

Массажист вне стен лечебного учреждения живет по своим законам: с одной стороны, никто не запрещает ему учиться, читать медицинские книги, учебники по анатомии, посещать образовательные семинары и разбираться в своей теме получше иного врача. С другой стороны, никто не обязывает его получать медицинское образование, если он не позиционирует себя как специалиста по лечебному массажу. К сожалению, это «необязывание» привело к тому, что сейчас существует армия массажистов с неизвестной историей образования и непонятным уровнем компетенции, которые нередко сами не понимают, что делают с пациентами, и зачастую не решают их проблемы, а добавляют новые.

— Как человеку понять, что ему необходимо: массаж или мануальная терапия?

— Я всегда призываю пациентов не делать назначений самим себе. Если у вас что-то болит, если вы чувствуете, что со спиной что-то не так (скованность, дискомфорт), не надо гадать, что вам нужно, не надо ждать серьезных проблем. Приходите на консультацию, где врач, который потратил большую часть своей жизни на учебу и работу именно с данной проблемой, вас осмотрит и назначит правильное лечение либо успокоит вас, развеяв заблуждения и пугающие мысли о наличии у вас «серьезной проблемы с позвоночником», если в реальности никаких проблем нет.

—Такое часто бывает?

— Достаточно часто. Обычная история: пациент сделал снимок, прочитал заключение, увидел много непонятных медицинских терминов, зашел в интернет и нашел у себя все самые страшные заболевания. Идет к врачу (хорошо, если к врачу — но это отдельная история). Если тот не разбирается в МРТ, посмотрев на описание, вынесет в диагноз все эти страшные слова. Назначит стандартное лечение. Так пациент получает ярлык больного. Спрашивает у врача: когда вылечусь? Получает ответ: что вы, это же хроническое, оно не лечится, теперь только поддерживать себя курсами лечения. И вот вам готовый клиент для бесконечных процедур! Хотя в действительности такой человек здоров.

Поэтому призываю пациентов не зацикливаться на «диагнозах» из МРТ и не упираться в мнение одного врача, который может оказаться некомпетентен, а всегда иметь альтернативное мнение.

Послушаешь рассказы пациентов на приеме и диву даешься. Одному в какой-то клинике назначили лечение протрузии на 50 тысяч, другому с ходу, без снимка поставили диагноз «сколиоз» и предложили каким-то аппаратом вытягивать позвоночник, чтобы он стал ровным, третий уверяет, что у него было смещение позвонка и его ему вправил костоправ, но «вчера позвонок снова сместился, а костоправ в отпуске, поэтому я пришел к вам, вправьте мне его снова как было»… и т.д. и т.п. — такие истории могу рассказывать бесконечно.

— И ведь люди в это верят! А как не верить, если ты в этом не разбираешься?

Многие верят: когда у человека проблемы со здоровьем, он становится внушаемым. На консультациях я постоянно говорю пациентам, что они должны обязательно вникать в суть лечения, которое им предлагается, в то, как оно будет происходить и какого эффекта мы ожидаем. Задавайте вопросы, не молчите, принимая на веру все, что вам говорят, тем более если вы чего-то не понимаете.

Кстати, именно поэтому я не беру на лечение пациентов как исполнитель.

— Что это значит?

— Например, звонит пациент и говорит: хочу записаться на лечение, на массаж или на мануальную терапию; я уже был у врача, мне назначили пять сеансов массажа. Или сам пациент вдруг решил, что ему нужен массаж, потому что у знакомого была такая же проблема, и ему помог массаж. Мне, мол, ваша консультация ни к чему, хочу сразу на лечение.

В моей клинике такая ситуация невозможна. Если вы идете ко мне в первый раз, вы обязательно приходите сначала на первичный прием, чтобы мы разобрались, в чем ваша проблема. В девяти случаях из 10 оказывается, что она либо не существует, либо ее причина иная, и представления человека, а часто и имеющиеся назначения от другого врача неверны. Очень редко, когда приходит пациент с каким-то диагнозом и назначениями, это подтверждается. Именно поэтому обязателен первичный прием.

Согласитесь, логично, что врач, который вас осматривает, разбирается в вашей проблеме, делает назначение, он же и лечит, он же несет ответственность за вас, ваше здоровье и результат лечения.

— Как проходит первичный прием?

— Мы беседуем, я выясняю историю заболевания, ваши особенности, где болит, что болит, как долго болит, куда отдает боль, какого она характера, чем она провоцируется, чем облегчается, как вы лечились ранее. Затем провожу осмотр и оцениваю осанку (пациент раздевается до нижнего белья). Провожу специальные тесты на позвоночнике, мышцах, суставах. После этого разбираю ваши снимки, анализы и т.п.

В результате решается главный вопрос: в чем ваша проблема, что и как мы будем лечить. Консультация по времени может занимать от 30 минут до часа и более — ровно столько, сколько необходимо, чтобы полноценно разобраться с вашим случаем. В ходе консультации вы можете задать все интересующие вопросы.

Клиника доктора Добрынина:
ул. Сибревкома, 9«а» (БЦ «Флотилия»), офис 102
тел.:
+7 (383) 28-48-208, +7-923-244-49-57
доктордобрынин.рф
инстаграм: dobroclinic

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter