15 декабря воскресенье
СЕЙЧАС -9°С

Ненужный город: колонка журналиста НГС — о том, почему городская история оказалась под угрозой

Памятники перестраивают, а просто ценные здания сносят без оглядки на экспертов — и никто не против

Поделиться

Ровно год назад на левом берегу начали сносить кинотеатр «Металлист», но работы удалось остановить — с тех пор полуразрушенное здание находится в подвешенном состоянии, а с городских улиц постепенно исчезают другие потенциальные памятники

Ровно год назад на левом берегу начали сносить кинотеатр «Металлист», но работы удалось остановить — с тех пор полуразрушенное здание находится в подвешенном состоянии, а с городских улиц постепенно исчезают другие потенциальные памятники

Новосибирск — город, безусловно, молодой. Эта молодость, с одной стороны, нам на руку (перефразируя расхожую шутку: нам всего 126, у нас ещё всё впереди), с другой — очень мешает восприятию города с точки зрения истории. Ну какая там история, часто пишут комментаторы НГС, чем нам тут гордиться-то. Вот в столицах — там да, там улицы не только последнего, но и всех предыдущих царей помнят.

Купеческие дома с искусной резьбой горожане воспринимают как хибары, которым не место в центре Новосибирска. Конструктивистский минимализм, который приводит в восторг заезжих архитекторов и редких туристов, — как некрасивые, ничем не примечательные коробки. Если что и может затронуть какие-то струны в душе среднего новосибирца — так это сталинский ампир. И то неясно — из чувства прекрасного или по инерции.

Каких-то конкретных требований к городской достопримечательности никто никогда не формулировал. Это не может быть возраст — ведь мы так легко соглашаемся на снос целой купеческой улицы конца позапрошлого века. Красота изначально субъективна. Важность того или иного исторического события сейчас вообще зависит от политической повестки. 

И что в таком случае мы оставим потомкам, кроме оперного театра?

Это пренебрежение к истории будто в воздухе витает. Именно оно в первую очередь — главная причина сноса даже признанных памятниками зданий и перестраивания до неузнаваемости тех, что ещё остались. Зачем сохранять то, что не интересно ни чиновникам, ни самим горожанам. Это не обошло даже пресловутый оперный театр, работы в котором безрезультатно критикуют уже не первый год, но сделать ничего не могут: с ремонтом, хоть и совершенно не соответствующим зданию, ведь лучше, чем без ремонта? По такому же принципу отремонтировали и главный новосибирский вокзал.

Памятники, конечно, нужно приспосабливать к современным реалиям. В частности, для того, чтобы они не висели на балансе мёртвым грузом, а могли себя окупать, были безопасными и комфортными. Оттого что люди будут жить или работать в человеческих условиях, историческая атмосфера не испортится. Это может быть, в том числе, смена назначения здания: как кинотеатр «Космос» сегодня превращают в спортцентр, так и кинотеатр «Металлист» или скандальный ЖАКТ на Каменской могли бы стать чем-то новым, кроме стройплощадки очередной высотки.

В Новосибирске провисают самые важные звенья цепочки сохранения городской истории. Во-первых, огромное количество зданий могут быть признаны ценными, но инициировать этот процесс инспекция по охране памятников не может — должен быть обязательно тот, кто самостоятельно соберёт всю необходимую информацию о здании и приложит к просьбе сохранить тот или иной дом целый пакет документов.

Во-вторых, у нас нет действительно жёсткого контроля — государственного и общественного — за тем, какие работы ведутся и как. В результате здания теряют в том числе и важные элементы, которые могли бы многое рассказать о времени, в которое они были построены: декор, особенности планировки, благоустройство территории, которое часто предусматривалось архитекторами на старте.

Есть и другая проблема: в России ремонт исторических зданий могут проводить только лицензированные организации, прошедшие торги — то есть предложившие самую низкую цену за свою работу. Но то, что у организации есть лицензия, не гарантирует, что у каждого наёмного рабочего есть нужные квалификация и опыт, а низкая стоимость работ часто гарантирует скорее обратное. И в итоге, как при скандальных реставрациях в Москве и Петербурге, вместо искусной мозаики мы видим поделку, а вместо красивой скульптуры — карикатуру.

Руководитель областной инспекции по охране объектов культурного наследия Елена Медведева на круглом столе о приспособлении памятников архитектуры под современные нужды призналась, что придерживается «презумпции добросовестности»: подрядчики бывают разные, а не ошибается только тот, кто ничего не делает. Инспекция, разумеется, наказывает за недобросовестную работу. Но лепнину (барельеф, фреску, мозаику) это не вернёт.

Академик Геннадий Чибряков говорит, что беда Новосибирска — в управлении, непрофессиональном и даже невежественном. Но винить во всём руководство — это так просто. Не быть равнодушным к тому, что происходит за стенами твоей отремонтированной квартиры, не только в комментариях к статьям — гораздо сложнее.

Согласны с автором?

    Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

    оцените материал

    • ЛАЙК 0
    • СМЕХ 0
    • УДИВЛЕНИЕ 0
    • ГНЕВ 0
    • ПЕЧАЛЬ 0

    Поделиться

    Поделиться

    Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
    Городовичок
    8 авг 2019 в 08:27

    Проблема Новосибирска в том, что городское управление невежественно и не профессинально на всех уровнях. Посмотрите на наш город. Нет никакой единой концепции, архитектурного дизайна. Никто за этим не следит, не придерживается. Новые свечки точечно растут как грибы где попало, абсолютно не вписываясь в окружающую среду. А про историческое наследие вообще молчу. У нас за этим никто не следит.

    Агния
    8 авг 2019 в 08:27

    Ситуация с Металистом показала, полную некомпетентность Мэрии в вопросах, сохранения исторического лица города.

    Сигизмунд
    8 авг 2019 в 08:30

    После того, как Богдашку отдали горе застройщикам со совими свечками, я вообще перестал на что то надеется. Что городской, что администрации района плевать на архитектурное наследие, лишь бы все отдать и продать побыстрее.