19 октября суббота
СЕЙЧАС -3°С

Такие же люди

Фестиваль сексуальных меньшинств показал лояльность новосибирцев к гомосексуализму

Поделиться

После закрытия фестиваля от него осталась только выставка работ питерского фотографа, которая продлится до 25 апреля

После закрытия фестиваля от него осталась только выставка работ питерского фотографа, которая продлится до 25 апреля

Выставка питерского фотографа Люды Михайловой «Выход из шкафа» в галерее «Че» — два десятка фото людей, вылезающих из шкафов. Это — буквальное прочтение выражения coming out (of the closet), означающего признание в своей гомосексуальности друзьям, родителям, коллегами и прочим. Под снимками — комментарии запечатленных на них геев и лесбиянок. Например: «Мне не пришлось ничего объяснять: мама зашла в комнату, а там мы с девушкой. Мама была в шоке. Она и сейчас в шоке, хотя и называет мою девушку дочей». Фотографии подчеркнуто не интересничают. Из затрапезных шкафов в заурядных интерьерах выглядывают обычные юноши и девушки (есть, впрочем, и дама лет пятидесяти) с минимумом художественных изысков. Единственный намек на секс — две полуобнаженные девушки, обнявшиеся, впрочем, дурашливо, а не томно, как в мужских фото- и видеофантазиях о двух истомленных страстью к фантазирующему девах.

Подчеркнутая простота фотографий питерских геев и лесбиянок, решившихся на публичность…

Подчеркнутая простота фотографий питерских геев и лесбиянок, решившихся на публичность…

…соответствует главной идее фестиваля: доказать свою обычность

…соответствует главной идее фестиваля: доказать свою обычность

И составлять о них впечатление по карикатурам вроде Бориса Моисеева неверно», — комментирует Алексей Чупин, консультант фестиваля по PR, представитель новосибирских активистов ЛГБТ (лесбиянки, геи, бисексуалы и транссексуалы).

К лесбиянкам общество относится лояльнее, чем к геям. «Потому что мужчины не принимают женщин всерьез», — поясняет господин Немцев

К лесбиянкам общество относится лояльнее, чем к геям. «Потому что мужчины не принимают женщин всерьез», — поясняет господин Немцев

«Бок о бок» — это в первую очередь не фотовыставка, а кинофестиваль, проходивший в «Кино Сити», «Синема» и «Трубе». Основная часть программы: западные документальные ленты — например, о воспитании детей однополыми парами, — с дискуссиями на тему после сеанса. Также показывали короткометражки-победители Берлинале и немецкое кино 20–30-х годов — «Не такой, как все», «Девушки в униформе» (после Первой мировой войны в Германии случился бум сексуально-просветительских фильмов).

Пока первый кинофестиваль для секс-меньшинств прошел успешно, клубная культура геев уже прошла период бурного расцвета…

Пока первый кинофестиваль для секс-меньшинств прошел успешно, клубная культура геев уже прошла период бурного расцвета…

«Первый гей-фильм был снят 90 лет назад, а тема до сих пор считается крамольной», — заметила исполнительный директор фестиваля Гуля Султанова.

…потому что главные тусовщики поделились на крепкие пары и успокоились

…потому что главные тусовщики поделились на крепкие пары и успокоились

Все события — открытие, кинопоказы, дискуссии, — по оценкам Алексея Чупина, собрали в совокупности до 2000 посетителей (точнее, посещений). По опросам, около 80 % посетителей — геи и лесбиянки, 20 % — натуралы. Девушки преобладали. «Женщинам не так страшно заявить о себе, — поясняет Гуля Султанова, — Вообще-то мы опасались эксцессов, пригласили охрану, но агрессивных посетителей не было». Зато на открытие заглянул замруководителя департамента культуры обладминистрации Владимир Миллер.

Местные активисты рассчитывают на то, что фестиваль к нам будут привозить регулярно

Местные активисты рассчитывают на то, что фестиваль к нам будут привозить регулярно

«То, что эти показы и дискуссии открыто проходили в центре города, а представители департамента культуры, нравится им это или нет лично, считают нужным посещать такие события, — очень позитивный знак, — комментирует социальный антрополог, кандидат философских наук Михаил Немцев. — Столичность, о которой у нас любят поговорить, — не в количестве небоскребов, а именно в этом».

Организаторы радуются мирному настроению и посещаемости фестиваля в Новосибирске…

Организаторы радуются мирному настроению и посещаемости фестиваля в Новосибирске…

Организаторы подчеркивают, что фестиваль стал первым масштабным общественно-культурным событием для сексуальных меньшинств в Новосибирске. Другое дело — клубная жизнь. Она же — единственный способ приблизительно пересчитать гей-тусовку в Новосибирске. О ночной жизни геев и лесбиянок корреспондент НГС.РЕЛАКС попросила рассказать Яну Невскую, в прошлом — арт-директора нескольких тематических заведений.

…и сетуют на то, что в Кемерово фестиваль провести не дали

…и сетуют на то, что в Кемерово фестиваль провести не дали

Яна Невская: «Обычная вечеринка в выходной собирает 250–500 человек. Сейчас в городе два стационарных клуба, работающих несколько дней в неделю, и одна переездная вечеринка раз в месяц. Все клубы общие для геев и лесбиянок. Программа как в обычных — те же диджеи, конкурсы… Разумеется, их нет в ДубльГИСе, но хватает и сарафанного радио. На практике в гей-клуб проще пройти, чем в некоторые «натуральские». Ведь как фейсконтролю за секунду проверить, гей ли это? Сейчас геи и лесбиянки одеваются как все, лесбиянке не обязательно выглядеть как мужик. Поэтому либо на фейсконтроле должен стоять человек, знающий в лицо 90 % гей-аудитории — у меня так и было, — либо люди должны иметь рекомендацию. Но старая гвардия ушла на покой — а молодая слишком часто меняется.

Старая гвардия — это тусовщики начала 2000-х, расцвета выхода из подполья. Сейчас они редко ходят в заведения. Во-первых, знакомиться можно и в интернете. Во-вторых, люди, которые давно живут в мире со своей ориентацией, как правило, либо имеют крепкие семьи, либо стремятся к этому. А в клубной тусовке стало много тех, для кого быть геем просто модно, молодых мальчиков, думающих, что, чтобы хорошо одеваться, мужчина должен быть геем. Истинные гомо называют таких «сочувствующими». Им даже не обязательно спать со своим полом — достаточно одежды и манер. Хотя гомосексуальный опыт у таких мальчиков и случается, но потом они женятся и все проходит».

Что касается общей ситуации с толерантностью, то ее описывают как, может быть, и «ужас местами, но не ужас-ужас-ужас». «Я не кичусь своей ориентацией и не кричу о ней, но если меня спросят, к примеру, есть ли у меня девушка, я не буду врать, — комментирует господин Чупин.

— Если же сравнивать наше общество по степени терпимости с американским, мы находимся где-то на уровне их 70-х годов, когда у них только начиналась борьба за права».

Социальный антрополог Михаил Немцев настроен не так оптимистично: «Российское общество не отстает в этом отношении от западного — оно идет в другую сторону. Если посмотреть на 50–60-е годы в США, когда движение сексуальных меньшинств там только начиналось, — там все было еще жестче, чем у нас сейчас, — американский хоругвеносец шел в гей-бар со своим собственным огнестрельным оружием. Однако ситуация за полвека все-таки изменилась принципиально. Что касается истоков нетерпимости к любым «другим», то они, я думаю, в том, что тысячи лет людям было жизненно важно уметь отличать своих от чужих. В современных условиях уже неудобно жить племенами, для которых любой «не такой» — враг. Но для многих такая жизнь привычнее и проще. В нашем обществе гомофобия связана еще и с влиянием тюремной культуры, в которой гомосексуализм — символ для обозначения отношений власти и подчинения, — и с историей государственного управления, которое стремилось не замечать, игнорировать права меньшинств. Когда они заявляют о себе, это непривычно и уже поэтому вызывает неприязнь».

Елена Полякова

Фото Сергея Ляшко

оцените материал

    Поделиться

    Поделиться

    Увидели опечатку?
    Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
    annn123
    22 апр 2010 в 00:27

    Насчет того, что отношение к гомосексуалистам негативное только из-за того, что общество у нас не слишком далеко ушло от "законов зоны" - ну... Это из той же серии, как и противопоставление: что лучше для ребенка - семья из чистых ухоженных гомосексуалистов или "традиционных" алкоголиков (как будто нормальных хороших гетеросексуальных семей в принципе нет). Толсто, очень толсто.
    ps Неужели не возникало мысли, что отношение к "меньшинствам" такое потому, что в обществе еще хоть чуть-чуть сохранились традиционные ценности, м?

    antiPit
    22 апр 2010 в 00:13

    Что за бред? Мне плевать вообще, гей ты или не гей, но когда устраивают фестивали это бесит. Ничего хорошего в этом не вижу. У каждого свои особенности, на кой эта пропаганда?

    Куришь ты сигареты - ну и кури. Сам по себе. Без меня. Не надо парад по этому поводу устраивать, ах какой я раз такой, курю сигареты, да я ведь еще и жертва никотина, зависимость с детства вырабатывается, был пассивным курильщиком. Полная аналогия с геями.

    Я думаю, что на каждый парад геев необходимо устраивать парад нормальной ориентации, тогда будет честно. А в США к этому обязательно придут, лет через 20, так что за США не беспокойтесь.

    Фото пользователя
    22 апр 2010 в 00:10

    Так. Пора мигрировать в Кемеровскую область. Дороги у них лучше, водители соблюдают ПДД, сельское хозяйство развивается, промышленность развивается, то НПЗ построят, то автобусы собирать начинают, чиновников снимают семьями уже за 63 миллиона присвоенных рублей. Сексуальные меньшинства не приветствуются, а люди честнее и добрее.

    Блин, да осталось убедить Кузбасс-Баши возродить производство кремния в Новокузнецке, да ехать в город сиреневого тумана, который уже давно экологически чище, чем Новосибирск, так как там хотя бы улицы подметают.

    Просто фестиваль сексуальных меньшинств это уже слишком. :о)