21 ноября четверг
СЕЙЧАС -21°С

Посадки отменяются

Интервью с депутатом Госдумы Лианой Пепеляевой о смягчении наказаний за экономические преступления

Поделиться

История с Магницким показала, прежде всего, как содержание под стражей может быть использовано в качестве способа давления на подозреваемого. Что изменится в этой сфере?

26 марта Государственная Дума приняла президентский закон, внесший изменения в ряд законодательных актов, регулирующих вопросы уголовной ответственности за экономические преступления, а также порядок применения мер пресечения. Что касается ситуации с заключением под стражу, то здесь предполагается делать упор на применение такой меры пресечения, как залог. Сейчас у нас ежегодно примерно 70 тысяч человек, заключенных на время следствия под стражу, впоследствии приговариваются к наказанию, не связанному с лишением свободы. Такая ситуация недопустима.

По уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести размер залога не может быть менее 100 000 рублей, а по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях — менее 500 000 рублей. Расширен перечень составов преступлений, обвиняемые или подозреваемые в которых не могут быть заключены под стражу. В частности, это касается мошенничества, присвоения или растраты, причинения имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, если эти преступления были совершены в сфере предпринимательской деятельности. Также не будут заключаться под стражу подозреваемые или обвиняемые в незаконном предпринимательстве, незаконной банковской деятельности и других преступлениях такого типа.

Немало нареканий вызывала и статья о «легализации», которая, по сути, давала возможность осудить не только предпринимателей, но и обычных менеджеров, которые зачастую просто выполняли свою работу.

Если бы изменения в законодательство были внесены раньше, новосибирский ресторатор Эрик Шогрен мог избежать заключения под стражу — пусть и кратковременного

Если бы изменения в законодательство были внесены раньше, новосибирский ресторатор Эрик Шогрен мог избежать заключения под стражу — пусть и кратковременного

Это правда. Статья 174.1 УК РФ, предусматривающая ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления, применяется на практике неоправданно часто.

Дело в том, что в этой статье не было указано, что обязательным признаком данного преступления является цель его совершения. Это позволяло практически любую финансовую операцию или сделку с таким имуществом признать легализацией.

Закон внес в статью 174.1 УК РФ изменения, призванные исправить ситуацию. Цель совершения финансовой операции с таким имуществом (придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению им) является теперь обязательным квалифицирующим признаком данного состава преступления.

Схожая ситуация складывалась с применением статей 171 и 172 УК РФ (незаконное предпринимательство, незаконная банковская деятельность). В прежних редакциях ответственность могла наступить в том числе за «нарушение лицензионных требований и условий», что трактовалось порой очень широко и открывало возможности для злоупотреблений. Фактически к уголовной ответственности по данным статьям можно было привлечь даже за самое незначительное отступление от лицензионных требований. Сейчас закон исключил указанную формулировку.

Немало проблем приносят предпринимателям и бесчисленные проверки. Что меняется в этой сфере?

Здесь уже сегодня есть определенный прогресс. Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который вступил в силу с 1 мая 2009 года, были наложены ограничение на число проверок, которым предприятие может быть подвергнуто без согласования с прокуратурой. Эта мера сразу дала положительный эффект. Только за прошлый год прокурорами было рассмотрено около 38 тыс. заявлений контролирующих органов всех уровней о согласовании проведения выездных внеплановых проверок предприятий малого и среднего бизнеса. При этом в половине случаев в подобном согласовании было отказано, а в ряде регионов число отказов превышало три четверти.

В 2009 году прокуратура Новосибирской области рассмотрела 384 заявления о согласовании проведения органами государственного и муниципального контроля внеплановых выездных проверок. По 233 заявлениям проверки согласованы, по 151 (39 %) — отказано. Однако все же количество несанкционированных проверок бизнеса остается значительным. Лидерами по количеству таких проверок являются Москва, Санкт-Петербург, Татарстан и, к сожалению, Новосибирская область.

Стас Соколов

Фото автора (1) и Александра Кряжева (2)

оцените материал

  • ЛАЙК 0
  • СМЕХ 0
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 0
  • ПЕЧАЛЬ 0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
виктор_63
1 апр 2010 в 09:56

Ну что ж... в стране воров и законодательство должно быть соответствующее.

Слава те Господи, 500 тонн и на свободе! Уря! :о)

QW
1 апр 2010 в 01:55

Такие поправки - дело, безусловно, полезное и нужное. Хотя и напоминает политику "кнута и пряника": поднимем налоги и сборы, потом снизим уг.ответственность...