23 ноября суббота
СЕЙЧАС -15°С

Чердак да Винчи (фоторепортаж)

В старинном здании скрыты сотни фресок и мозаик — их уничтожают каждый год, но создают снова

Поделиться

Учебное заведение на площади Ленина — старый, но регулярно меняющий названия вуз: сейчас его именуют «Новосибирским государственным университетом архитектуры, дизайна и искусств», а ещё недавно он был известен как архитектурно-художественная академия. Потайной достопримечательностью — лестницами, на которых студенты тренируются в различных техниках изобразительного искусства, — он обзавёлся более десяти лет назад.

Вообще, в коридорах НГУАДИ очень много скульптур, инсталляций, стендов с проектами студентов-дизайнеров и архитекторов и тому подобного. Но эффектнее всего выглядят именно боковые лестницы — южная и северная. С улицы их (при вечернем освещении) немного видно. 

Например, если вы идёте по Орджоникидзе, стоит заглянуть через сплошное остекление — и оттуда выглянут яркие росписи.

Боковые лестницы — это тренировочная площадка для старшекурсников факультета монументально-декоративного искусства. Ежегодно старшекурсники покрывают всё свободное пространство с первого по пятый этаж упражнениями в разных стилях и техниках.

Результат — более сотни квадратных метров стен, покрытых сотнями сюжетов и персонажей: от климтовских томных красавиц до византийских святых, от космонавтов до гейш.

Студенты создают как копии известных произведений искусства и вариации-подражания художникам прошлого, так и оригинальные работы.

«Мы рисуем на этой южной лестнице в сибирские морозы и похожи на бомжей, потому что надеваем на себя всю рабочую одежду,

— описывает процесс один из студентов в своём инстаграме. — И сидим с горячим дымящимся чаем у своей стены и пишем работу. А когда темнеет, нас это не останавливает. Мы включаем софиты и дальше пишем до посинения...».

Боковые лестницы с их огромными окнами, живописной запущенностью и изобилием искусства выглядят раем для «инстаграмера» (или любителя фотозагадок). Чаще всего попавшие туда фотографируют копию микеланджеловского «Сотворения Адама» на верхнем этаже южной лестницы.

Первый человек и его создатель парят над любопытными гостями, созерцая через окно площадь Ленина.

«Техника итальянской фрески требует от художника решительности и темперамента. Работа пишется по сырой [поверхности], и уже ничего нельзя исправить», — комментирует ректор НГУАДИ Наталья Багрова, показывая корреспонденту НГС.АФИША тайную красоту своего университета.

Среди лестничных экспонатов много работ в технике сграффито, промежуточной между росписью и рельефом. Её суть в том, что сначала художник наносит несколько слоёв грунта разного цвета, а потом процарапывает изображение.

Сграффито изобрели в средневековой Италии, расцвело оно при Ренессансе, затем снова обрело популярность на рубеже XIX–ХХ века, в эпоху ар-нуво. А в России в особом почёте оказалось в советские времена.

Внизу южной лестницы — ряды византийских мозаик. Наталья Багрова любит предложить гостю быстро выбрать одного, самого близкого по духу персонажа: «Это немного похоже на психологические тесты».

Росписи и рельефы на лестницах — учебные работы, поэтому к ним относятся спокойно: написанное или выгравированное прямо на стенах студенты следующего курса перекроют новыми фресками.

Таким образом своеобразная экспозиция обновляется каждый год. 

Когда-то, кстати, такое отношение к работе художника в принципе было нормой: представление о безусловной ценности визуального наследия появилось у человечества совсем недавно. Так, изучая историю, скажем, старинных церквей всегда удивляешься тому, с какой лёгкостью в них закрашивали вышедшие из моды фрески позапрошлого века.

Впрочем, Наталья Багрова отмечает, что хочет найти способ сохранять работы студентов. Также есть планы задействовать главную лестницу университета.

Впрочем, и это не предел: резидентам НГУАДИ удаётся поработать и на более публичных площадках. Например, этой осенью студентка шестого курса Светлана Соловьёва в рамках фестиваля «Графит науки» изобразила на стене торгового центра Академгородка фрагмент коллайдера. 

Читайте также:

Семь лучших сериальных премьер 2017 года: от правдивой истории о психологии убийц до мыльной оперы, которая оказалась чем-то совсем другим. 

Следите за новостями и Live-трансляциями с места событий в нашей группе «ВКонтакте».

Елена Полякова

Фото автора

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Щульц
17 янв 2018 в 14:26

Ценность каляки-маляки в чём? В том, что людям семью кормить нечем, но они должны при этом отчислять процент на бюджетное содержание вольных художников? В общем бесплатное образование для этой профессии не целесообразно, кто хочет пусть учится платно, но потом пусть не ноет что платят как дворнику, ибо дворник пользу приносит, а рисовальщики пусть сами за свой счёт себя содержат и рисуют в подворотнях, скажем так рисование как хобби от которого нет пользы в отличии от промышленного дизайна (на основе которого делаются красивые и полезные для общества товары).

Старушенция
16 янв 2018 в 18:46

Материал об интересном месте, конечно. Но вот не очень понятно - каков критерий "старинности" на НГС? Это то, что было до рождения корреспондента? Здание, если подумать, даже не сильно старое, ста лет нет. Тем более, перестраивалось полностью.
Ну нет в Новосибирске старинных зданий, не стоит и пытаться натянуть на что-то "старинность"!

Curious
16 янв 2018 в 19:59

Видела через окна с Орджоникидзе и всегда мечтала посмотреть поближе. Завидую студентам, вот это учёба!