5 декабря четверг
СЕЙЧАС +0°С

А теперь не смотри

10 очень страшных фильмов, которые вы не видели: другое «Оно», ад клаустрофоба и жуткий злодей

Поделиться

«Спуск» (The Descent)  

Великобритания, 2005 год



Настоящий ад клаустрофоба. Шесть девушек забираются в неисследованную пещеру, никому не сказав, куда идут. Обвал преграждает путь назад, поэтому в поисках выхода экстремалки заходят всё глубже. Малобюджетный «Спуск» — один из самых эффектных хорроров прошлого десятилетия.  

Кто-то из критиков назвал его самым страшным со времен «Чужого» — и это не выглядит таким уж преувеличением.

«Спуск» выдерживает идеальный баланс шорохов и воплей, саспенса и откровенного физиологического ужаса, фантазии сценаристов и давящего кошмара самой ситуации. Уже от одних сцен, в которых девушки, обдирая кожу, протискиваются по узким лазам, становится трудно дышать — а это ещё далеко не самое страшное в фильме.

«Хребет дьявола» (El espinazo del diablo)

Испания, 2001 год



Шедевр, который незаслуженно оказался в тени более популярных фильмов. 1939 год, гражданская война в Испании. Мрачный приют, во дворе которого торчит неразорвавшаяся бомба, а по коридорам бродит бледная тень пропавшего воспитанника. Через несколько лет режиссёр Гильермо дель Торо разовьёт тему детства при фашизме в куда более фантасмагорическом и знаменитом «Лабиринте фавна», а потом спродюсирует ещё одного наследника «Хребта дьявола» — «Приют».

Сам же «Хребет дьявола» даже как-то неловко называть хоррором — уж слишком это по-человечески хороший и интимный фильм. Но формально это всё-таки готическая история с привидениями, хотя она и о том, что реальность в тысячу раз ужаснее. Настолько, что мы порой предпочитаем прятаться от неё в страшные сказки.

«А теперь не смотри» (Don't Look Now) 

Великобритания, 1973 год

 


Очень странное кино. Реставратор (Дональд Сазерленд) и его жена (Джули Кристи) приезжают в Венецию и пытаются как-то найти покой после недавней гибели маленькой дочери (она утонула). Но в тумане болезненно мрачного города им всё время мерещится мокрая девочка в знакомом красном плащике. А полиция ищет орудующего где-то там же маньяка. 

Если недавняя экранизация «Оно» Кинга разочаровала вас латексной стерильностью, то утешьтесь с «А теперь не смотри». 

Здесь тоже много воды и ребёнок в ярком дождевике, но есть ещё и настоящая сырая жуть.

 

Хоррор Николаса Роуга — это 1970-е годы во всей красе: нервная музыка, бесноватый монтаж, мужчины с порнографическими усами и дикими глазами, регулярные падения за парапет хорошего вкуса. Из всего этого складывается диковатое кино, пропитанное экстрактом из Хичкока, Эдгара По и сказок. А ещё есть ощущение, что без него бы не было фонтриеровского «Антихриста». 

«Оно» (It follows)

США, 2014 год

Философствующий хоррор о том, что жизнь — это смертельная болезнь, передающаяся половым путём. Старшеклассница занимается сексом в машине с новым парнем, но тут начинается какая-то жуть. Оказывается, что она подцепила оригинальное проклятье: теперь и ночью, и средь бела дня рядом с ней появляются мертвецы. Иногда они выглядят откровенно мёртвыми, иногда — почти как живые. И тогда их можно не заметить и подпустить к себе слишком близко — так, что уже не убежишь. 

Фильм получил награду прессы в Каннах и кучу рецензий, в которых его назвали лучшим хоррором 2014 года. В России же прокатчики попытались выдать его за родню бестселлеру Стивена Кинга, потеряв при этом игру слов в названии (оно — то, что следует за тобой). 

Кино можно упрекнуть в том, что оно слишком эстетское: в кульминации фильма подростки читают Достоевского (это как раз о невыносимости осознания смерти). Но когда, как не в юности, быть эстетствующим позёром? Главное в «Оно» даже не то, что у него свежий взгляд на жанр, а то, что в нём постоянно присутствует та неуловимая зловещесть, которую нельзя купить у специалистов по спецэффектам. Как нельзя и описать словами.

«Отвращение» (Repulsion)

Великобритания, 1965 год



Психологический (точнее, психиатрический) хоррор для тех, кто больше всего боится самого себя. Героиня молодой Катрин Денёв остаётся одна дома и перестаёт причёсываться, мыть посуду и ходить на работу. Сама квартира превращается в комнату страха, экспрессионистский лабиринт, где углы и стены тихонько движутся, а за обоями ворочается непостижимый ужас. Но худшее лежит в ванне…  

Оригинальный трейлер ленты выглядит нелепо: он откровенно устарел. А сам фильм — нисколько

«Отвращение» — это первый фильм трилогии Романа Полански о том, как люди сходят с ума в нехороших квартирах. Через несколько лет режиссёр продолжит тему в знаменитом «Ребёнке Розмари», а потом закроет «Жильцом». 

«Райское озеро» (Eden Lake)

Великобритания, 2008 год



Пожалуй, самый необязательный фильм в этой подборке — но и он способен отбить охоту ездить на дачу. Майкл Фассбендер (на момент съёмок ещё не получивший статуса суперзвезды) играет мужчину, который собирается  провести с подружкой выходные в палатке на природе. Но рядом расположились гоповатые детки с ротвейлером и рэпом из бумбокса. 

Конфликт детей и взрослых понемногу выходит из-под контроля и превращается в одну из тех историй, читая которые в новостях ахают: эта страна сошла с ума (хотя на самом деле такое случается всегда и везде). 

«Райское озеро» развивает беспроигрышную со времён «Повелителя мух» тему: нет ничего страшнее детей, особенно если они сбились в стаю и напуганы. 

«Суспирия» (Suspiria)

Италия, 1977 год



Культовый фильм Дарио Ардженто. Героиня прибывает в балетную школу-интернат, устроенную в старинном особняке. Дальше всё развивается по логике дурного сюрреалистичного сна, увиденного под какими-то веществами. В кадре не просто кричащие, а орущие цвета, моря крови, черви, сыплющиеся с потолка, вытаращенные глаза визжащих девиц... «Суспирия», как кислота, просто въедается в роговицу глаза. Скоро выйдет ремейк.

«Ночь охотника» (The Night of The Hunter)

США, 1955 год



По-настоящему пугающий чёрно-белый (преимущественно чёрный) фильм с гениальной актёрской работой. Вдова с двумя детьми выходит замуж за бродячего проповедника — если не считать странных наколок на пальцах, он в высшей степени положительный мужчина. Поэтому никто не принимает в расчёт страх детей перед новым папой. 

Снятая по роману, основанному на реальной криминальной хронике, «Ночь охотника» входит в списки не только самых страшных, но и вообще самых-самых фильмов в истории кино. В России же она почему-то не очень популярна — и это упущение. 

Сыгранный Робертом Митчемом проповедник, кажется, один из самых страшных персонажей в истории кино. 

Он пугал бы и просто стоя на белом фоне, но здесь его ещё и окружает эффектный мир — тревожный, полный теней и шорохов, увиденный глазами перепуганного ребёнка.  


«Мученицы» (Martyrs)

Франция, 2008 год



Самый физически и морально неприятный фильм в подборке. Завязка: на улице находят девочку, сбежавшую от похитителя-садиста, продержавшего её в клетке год. Продолжение довольно непредсказуемо.

Вообще, история про маньяка, похищающего девушку, чтобы бесконечно долго мучить её в своём логове, — это, кажется, один из самых страшных сюжетов. Это одновременно невыносимо ужасная и очень реалистичная (в отличие от нападения вампиров) перспектива. «Мученицы» отягощают ужас парой неожиданных сюжетных поворотов, физиологичностью и методично прописанными мотивациями садистов (они тоже неожиданные).

Киноэксперты разделились на возмущённых жестокостью фильма и восхищённых его смелостью. Некоторым на первых показах стало дурно. Во Франции фильму хотели дать необычный для страны рейтинг 18+, что свободолюбивые местные критики сочли актом цензуры. В итоге сошлись на 16+. 

Кстати, «Мученицы» — это тот случай, когда все предубеждения относительно американского ремейка (вышел в 2015 году) справедливы: лучше смотреть оригинал.


«Ведьма» (The VVitch: A New-England Folktale)

США, 2015 год



«Ведьма», в российский прокат вообще не выходившая, — один из лучших триллеров позапрошлого года. Это как «Экзорцист» и «Омен», заблудившиеся в «Таинственном лесу». 

XVII век, изгнанное из религиозной общины семейство с детьми живет на краю тёмного леса. Сурово-живописное и аскетичное кино нагнетает страх не внешними эффектами, а погружением зрителя в мироощущение человека того времени. А для фермера XVII века ощущение постоянного присутствия рядом дьявола, ведьм и прочей нечисти — такая же обыденная реальность, как эпидемия ОРВИ или наличие микробов на немытых руках для человека современного. 

Сам Стивен Кинг говорил, что был изрядно напуган «Ведьмой», — впрочем, король ужасов часто милостиво хвалит своих подданных. А возможно, на то он и король ужасов, чтобы всего бояться. 

Елена Полякова
Фото с kinopoisk.ru, видео с youtube.com

оцените материал

  • ЛАЙК 0
  • СМЕХ 0
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 0
  • ПЕЧАЛЬ 0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Фото пользователя
29 окт 2017 в 23:26

Лишний раз убедился в том, что прав в своём отношении к рекламе, анонсам, пересказам, советам "смотреть обязательно!!!" и т.д и т.п. Всегда смотрю все прошумевшие фильмы через энное количество времени и сам (САМОСТОЯТЕЛЬНО) делаю выводы. Тут, после прочитанного, решил посмотреть "Ведьму". Единственный фильм, который заинтересовал. Граждане дорогие! Это ж тоска смертная! Через полчаса уже практически всё понятно. Играют (все) из рук вон плохо. Музыка - ноль. Сюжет - ноль. Оператор поработал более-менее, но на современной аппаратуре и я бы, наверное, так смог, чуть поднатаскавшись. Короче...Ищите сами и никому не верьте.

Алиса
29 окт 2017 в 18:26

"Мученицы" - нереально ужасный фильм. После него остается омерзительное липкое ощущение на душе. Вспоминаю и содрагаюсь. Нечто подобное было и после упомянутого "Антихриста".

Фото пользователя
29 окт 2017 в 16:51

Я бы добавил ещё целое популярное направление "ужастиков":про оживающих зловещих кукол.Здесь и франшиза 80-90-х "Повелитель кукол",и фильмы про "Аннабель",и "Кукла"(про зловещего мальчика-куклу)...Из списка отмечу "Хребет дьявола"(несомненный шедевр про то,что зверства гражд.войны гораздо страшнее мистических ужасов).За маловменяемое копирование кинговского названия "Оно"для оригинального триллера про "демона,передающегося половым путём" отдельное "спасибо"нашим прокатчикам.Уж назвали бы "Оно идёт" хотя бы.А сюжет "Райского озера"словно списан с трагических финалов отдыха некоторых парочек дикарями на Алтае в 90-х(о чём тогда сообщали СМИ).Этим сюжетом нашего зрителя вряд ли удивишь...