15 ноября пятница
СЕЙЧАС -18°С

«Девушка с татуировкой дракона»: бой-баба

На экраны вышел триллер о гениальной хакерше, снятый по самому успешному детективу десятилетия

Поделиться

Справка: «Девушка с татуировкой дракона» (The Girl with the Dragon Tattoo; США-Швеция, 2011) — триллер, экранизация бестселлера Стига Ларссона о репортере и гениальной хакерше, идущих по следу серийного убийцы. В ролях — Дэниел Крейг («Казино Рояль»), Руни Мара, Стеллан Скарсгард («Рассекая волны»). Режиссер — Дэвид Финчер («Семь», «Бойцовский клуб», «Социальная сеть»). Бюджет — 80 млн долларов. 158 мин.

Престарелый миллиардер Хенрик Вангер нанимает репортера Микаэля Блумквиста расследовать пропажу своей несовершеннолетней племянницы — прямо из-за стола на семейном ужине 40 лет назад. Дело было на острове в шведской глуши, где в особняках, разбросанных в снегах, нелюдимо живут остатки семьи Вангер. Семейка еще та — в 40-е годы тут развлекались нацизмом, позже — пьянством и наследственным безумием.

Блумквист ищет зацепки на старых фото и в полицейских протоколах, — вырисовывается тень серийного убийцы. Это одна сюжетная линия. Вторую линию тащит за собой через неприглядную изнанку благопристойного Стокгольма (здесь копошатся насильники, воришки и асоциальные хакеры) изначально нанятая проследить за самим Блумквистом сотрудница детективного агентства Лисбет Саландер, мрачная панкушка лет двадцати. Органам опеки (девочку выпустили из психбольницы) Лисбет говорит, что работает в меру своей умственной неполноценности кофеваркой и курьером. В агентстве же она числится лучшим аналитиком. Полфильма Микаэль и Лисбет ведут следствие по отдельности, потом встречаются. К этому моменту архивное дело сорокалетней давности все сильнее пахнет кровью и опасностью сию минуту.

Боекомплект из миляги-журналиста Блумквиста и злой аутистки Лисбет придумал швед (и журналист же) Стиг Ларссон. В 2004 году Ларсен закончил три детектива из задуманных десяти и умер, не дожив до славы. Одна из многих причин, по которым его чтиво так чертовски обаятельно, — из-за популярности скандинавских сказок в позднем СССР есть ощущение, что мы и герои выросли на одних и тех же книжках.

Только уж очень презирающий очевидности литературный критик не заметил, что Лисбет — это доросшая до секса и серьезного криминала Пеппи Длинныйчулок.

В новом фильме этого шведского духа нет (желающие могут поискать его в уже отснятых в Швеции экранизациях). Новый фильм — интернациональный блокбастер в лучшем смысле. Толстенные книжки Ларссона так многословны, что могли бы стать сериалом — по сезону на роман. Но фильм, наоборот, выжимает жир уютного холостяцкого быта, оды «Икее», редакционные будни и прочее; усекает (не теряя в занимательности) лишние конечности самой детективной интриге. Уже титры (в стиле бондианы) задают фильму лощеный технический шик: под тревожный саундтрек (от героя американского индастриала Трента Резнора) растекаются, на секунду обретают телесные формы и снова сливаются потоки черной жидкости.

Так же будут стремительно нестись вперед и сливаться — под учащенный клиповый пульс фильма — сюжетные линии все следующие два с половиной часа.

У покойного Ларссона был идейный враг — «Мужчины, которые ненавидят женщин» (так в оригинале называется сам роман, «Девушку с татуировкой» придумали переводчики). Имеются в виду носители нравственных устоев типа «она сама виновата — в такой-то короткой юбке». Так вот: как Милош Форман в «Полете над гнездом кукушки» фактически избавился от рассказчика-индейца, так и в экранизации «Девушки» не нашлось место самому автору-идеалисту. Возможно, дело в том, что кино меньше, чем литература, нуждается в посреднике, очевидце, — им и так является сам зритель. В итоге журналисту в исполнении действующего Бонда (что добавляет пародийных смыслов) Дэниела Крейга отводится комедийная роль. Например — со схваченным с раковины кухонным ножом прятаться за диваном от предполагаемого убийцы (роль, которую в кино чаще разыгрывают девушки в ночнушках, чем небритые сорокалетние мужики).

А оригинальный посыл — о женской мести мужчинам-шовинистам — без лишних слов, наглядно демонстрирует (с помощью колющих предметов и огромного фаллоимитатора) героиня — рассерженная несправедливостью нашего паршивого мира чудо-девочка в тяжелых ботинках.

Есть старая шутка разочарованного кинозрителя: «Почему люди, которые снимают трейлеры, не снимают сами фильмы?». Так вот, «Девушка с татуировкой дракона» и есть триллер, снятый так, как делают трейлеры: проносящийся мимо как скоростной поезд, так что выдохнуть можно только тогда, когда где-то еще капает кровь, что-то еще догорает, — но все уже кончилось, зажгли свет.

Елена Полякова

Кадры из фильма — kinopoisk.ru


оцените материал

  • ЛАЙК 0
  • СМЕХ 0
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 0
  • ПЕЧАЛЬ 0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
id
7 янв 2012 в 02:58

Затянутая нудятина... Финчер разочаровал. В именах персонажей путаешься. Хронометраж можно легко поделить на 2 и, возможно станет интересней смотреть.

Макрорус
7 янв 2012 в 00:56

"Только уж очень презирающий очевидности литературный критик не заметил, что Лисбет — это доросшая до секса и серьезного криминала Пеппи Длинныйчулок." - бгыг )))) Этот литературный критик должен был прочесть первую половину первой главы книги, где сама Лисбет говорит о том, что разбила бы губу тому, кто посмел бы назвать ее Пеппи, а Арманский нервно сглатывает, потому что именно так ее мысленно и называл. Во всех трех книгах время от времени появляются детали из сказок Линдгрен, если что. Так что - привет, Кэп!

Сегодня смотрел
7 янв 2012 в 00:26

Показалось вялым. Как всегда, не стоит верить трейлеру, там соброаны лучшие моменты, все остальное тянется как кисель...