8 августа суббота
СЕЙЧАС +23°С

Башни и подземелья (фоторепортаж)

Репортаж с экскурсии по таинственному режимному объекту, на которую записываются за месяц

Поделиться

Экскурсии по городу для горожан Музей города Новосибирска запустил летом 2014 года (примерно тогда же и другие экспериментировали с форматом). Ранее такой возможности почувствовать себя туристом в родном городе у новосибирцев особо не было. Это новое модное развлечение связано сразу с двумя большими тенденциями. Во-первых, жителям Новосибирска вообще сильно не хватает городской мифологии и истории. Во-вторых, всевозможное самообразование стало популярным развлечением, а информация — очень модным для потребления веществом; это теперь — в некоторых кругах, по крайней мере, — как раньше выпивка и танцы. Сотрудники Музея города Новосибирска водят с десяток летних экскурсий (ранее НГС.АФИША писала об экскурсиях <a >по купеческим кварталам</a> и <a >по «кварталу НКВД»</a>); теперь добавились три зимних, включая и экскурсию «по подземельям и башням вокзала Новосибирск-Главный».

Экскурсии по городу для горожан Музей города Новосибирска запустил летом 2014 года (примерно тогда же и другие экспериментировали с форматом). Ранее такой возможности почувствовать себя туристом в родном городе у новосибирцев особо не было. Это новое модное развлечение связано сразу с двумя большими тенденциями. Во-первых, жителям Новосибирска вообще сильно не хватает городской мифологии и истории. Во-вторых, всевозможное самообразование стало популярным развлечением, а информация — очень модным для потребления веществом; это теперь — в некоторых кругах, по крайней мере, — как раньше выпивка и танцы. Сотрудники Музея города Новосибирска водят с десяток летних экскурсий (ранее НГС.АФИША писала об экскурсиях по купеческим кварталам и по «кварталу НКВД»); теперь добавились три зимних, включая и экскурсию «по подземельям и башням вокзала Новосибирск-Главный».

Экскурсия собирается в переходе метро «Площадь Гарина-Михайловского» (экскурсовод напоминает, что у привокзальной станции — самый низкий пассажиропоток в городе; меньше только на «Маршала Покрышкина») и поднимается на площадь. Отвлекаясь от экскурсии, скажем, что привокзальная площадь сама по себе (если посмотреть на нее отстраненными глазами постороннего, с любопытством изучающего кипение жизни и кочевание таборов, бродяг, торговцев и воришек в каком-нибудь экзотическом месте) — одно из самых любопытных и живых мест в Новосибирске, где очень интересно погулять с фотоаппаратом, например, и понаблюдать за людьми. И заметить, в частности, что у каждой из бродящих по вокзальной площади собак есть своя крыша и покровитель среди торговцев и проворачивающих какие-нибудь квартирно-ломбардные дела обитателей привокзалья.

Экскурсия собирается в переходе метро «Площадь Гарина-Михайловского» (экскурсовод напоминает, что у привокзальной станции — самый низкий пассажиропоток в городе; меньше только на «Маршала Покрышкина») и поднимается на площадь. Отвлекаясь от экскурсии, скажем, что привокзальная площадь сама по себе (если посмотреть на нее отстраненными глазами постороннего, с любопытством изучающего кипение жизни и кочевание таборов, бродяг, торговцев и воришек в каком-нибудь экзотическом месте) — одно из самых любопытных и живых мест в Новосибирске, где очень интересно погулять с фотоаппаратом, например, и понаблюдать за людьми. И заметить, в частности, что у каждой из бродящих по вокзальной площади собак есть своя крыша и покровитель среди торговцев и проворачивающих какие-нибудь квартирно-ломбардные дела обитателей привокзалья.

…Но вернемся к экскурсии, которая довольно быстро уходит внутрь здания вокзала, успев отметить, что новосибирский вокзал критикуем архитекторами за то, что не просматривается целиком с площади: его первый этаж находится ниже ее уровня. Здание вокзала Новосибирск-Главный начали проектировать в 1929 году — тогда еще в духе конструктивизма, но после изменения линии партии на имперскую пышную архитектуру взорвали уже построенные фундаменты — и к 1939 году построили нынешний вокзал.

…Но вернемся к экскурсии, которая довольно быстро уходит внутрь здания вокзала, успев отметить, что новосибирский вокзал критикуем архитекторами за то, что не просматривается целиком с площади: его первый этаж находится ниже ее уровня. Здание вокзала Новосибирск-Главный начали проектировать в 1929 году — тогда еще в духе конструктивизма, но после изменения линии партии на имперскую пышную архитектуру взорвали уже построенные фундаменты — и к 1939 году построили нынешний вокзал.

Арочное перекрытие в 1932 году спроектировал архитектор Николай Васильевич Никитин, впоследствии разработавший фундаменты и конструкции главного здания МГУ, монумента «Родина-мать» в Волгограде и Останкинской телебашни.

Арочное перекрытие в 1932 году спроектировал архитектор Николай Васильевич Никитин, впоследствии разработавший фундаменты и конструкции главного здания МГУ, монумента «Родина-мать» в Волгограде и Останкинской телебашни.

Следующий пункт экскурсии — зал ожидания повышенной комфортности с зимним садом. Экскурсовод рассказывает, что изначально железнодорожному зимнему саду продавать растения отказался Ботсад, сочтя это жестоким обращением с пальмами, — из-за недостатка света; в итоге подобрали неприхотливые. В зимнем саду вокзала работают два настоящих садовника.

Следующий пункт экскурсии — зал ожидания повышенной комфортности с зимним садом. Экскурсовод рассказывает, что изначально железнодорожному зимнему саду продавать растения отказался Ботсад, сочтя это жестоким обращением с пальмами, — из-за недостатка света; в итоге подобрали неприхотливые. В зимнем саду вокзала работают два настоящих садовника.

Изначально экскурсия включала осмотр подземных транзитных путей для грузов, но потом на вокзале вспомнили, что у них режимный объект, и сократили программу.

Изначально экскурсия включала осмотр подземных транзитных путей для грузов, но потом на вокзале вспомнили, что у них режимный объект, и сократили программу.

Экскурсовод много рассказывает о бытовых тяготах свежепостроенного (да и потом) ампирного и торжественного вокзала, — например о буфете, где селедку буфетчица накладывала голыми руками и посетителям вилок тоже не полагалось, «чтобы не растащили».

Экскурсовод много рассказывает о бытовых тяготах свежепостроенного (да и потом) ампирного и торжественного вокзала, — например о буфете, где селедку буфетчица накладывала голыми руками и посетителям вилок тоже не полагалось, «чтобы не растащили».

Экскурсия направляется в малоизвестные уголки вокзала. Во-первых, поднимается в 8-этажную башенку вокзала, в которой расположена вокзальная гостиница. Отсюда открывается вид на пути и поворот Транссиба на восток. Во-вторых, заходит в конкорс — надземный переход над путями. Напоследок экскурсанты осматривают стоящий возле путей в стеклянной коробке макет паровоза «Проворный» — английского паровоза, с которого в 1837 году началась история железных дорог общего пользования в России: он открыл движение по Царскосельской железной дороге.

Экскурсия направляется в малоизвестные уголки вокзала. Во-первых, поднимается в 8-этажную башенку вокзала, в которой расположена вокзальная гостиница. Отсюда открывается вид на пути и поворот Транссиба на восток. Во-вторых, заходит в конкорс — надземный переход над путями. Напоследок экскурсанты осматривают стоящий возле путей в стеклянной коробке макет паровоза «Проворный» — английского паровоза, с которого в 1837 году началась история железных дорог общего пользования в России: он открыл движение по Царскосельской железной дороге.

К сожалению, экскурсия по вокзалу оказывается наименее интересной из (вообще-то обычно круто сделанных) экскурсий музея Новосибирска — в ней маловато человеческой бытовой истории (которая, собственно, и привлекает в экскурсиях) и многовато официоза. Особенно отчаянно скучают (при осмотре таблички о побратимстве с корейским вокзалом, например) дети в публике.

К сожалению, экскурсия по вокзалу оказывается наименее интересной из (вообще-то обычно круто сделанных) экскурсий музея Новосибирска — в ней маловато человеческой бытовой истории (которая, собственно, и привлекает в экскурсиях) и многовато официоза. Особенно отчаянно скучают (при осмотре таблички о побратимстве с корейским вокзалом, например) дети в публике.

Финальный пункт экскурсии — музей истории Западно-Сибирской железной дороги. Один из тех отраслевых музеев города, о существовании которых знают далеко не все, — а туда можно попасть просто так — и есть что посмотреть. Музей находится возле вокзала в построенном в 1920-е годы конструктивистском здании (памятнике архитектуры), где раньше размещался ДК «Транспортник» — предшественник ДКЖ. Здесь много любопытных артефактов (например, старинная униформа железнодорожников), фотографий (от старых видов города до портретов женщин-машинистов в военное время). Есть немецкий действующий макет железной дороги (на фото).

Финальный пункт экскурсии — музей истории Западно-Сибирской железной дороги. Один из тех отраслевых музеев города, о существовании которых знают далеко не все, — а туда можно попасть просто так — и есть что посмотреть. Музей находится возле вокзала в построенном в 1920-е годы конструктивистском здании (памятнике архитектуры), где раньше размещался ДК «Транспортник» — предшественник ДКЖ. Здесь много любопытных артефактов (например, старинная униформа железнодорожников), фотографий (от старых видов города до портретов женщин-машинистов в военное время). Есть немецкий действующий макет железной дороги (на фото).

«Всех к нам сюда в Сибирь!» — сотрудница музея с энтузиазмом демонстрирует кандалы каторжников.

«Всех к нам сюда в Сибирь!» — сотрудница музея с энтузиазмом демонстрирует кандалы каторжников.

Следующие экскурсии по вокзалу пройдут 5 и 19 марта. Стоимость экскурсии — 250 руб. с человека. Нужна предварительная регистрация по телефону (указанному на сайте Музея города Новосибирска). Можно заказать индивидуальную экскурсию для группы от 20 человек.

Следующие экскурсии по вокзалу пройдут 5 и 19 марта. Стоимость экскурсии — 250 руб. с человека. Нужна предварительная регистрация по телефону (указанному на сайте Музея города Новосибирска). Можно заказать индивидуальную экскурсию для группы от 20 человек.

Елена Полякова
Фото Александра Ощепкова, фото 4, 11, 12 — автора

оцените материал

  • ЛАЙК1
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!