19 сентября суббота
СЕЙЧАС +10°С

Цирк и оргия на сцене оперного (фоторепортаж)

В новой постановке «Спартака» римский разврат творится в невиданной роскоши, а по сцене бегает живой тигр

Поделиться

В оперном театре, к которому все прочнее прирастает аббревиатура НОВАТ, 21–24 января впервые показали балет «Спартак» с обновленной хореографией. Привычную местному зрителю классическую постановку Юрия Григоровича заменили действом в стиле голливудского блокбастера от Георгия Ковтуна. И это, пожалуй, самое масштабное шоу, которое мне доводилось видеть в оперном. За два действия на сцене побывали в общей сложности триста человек — не только танцовщики, одетые в кожаные ремешки (неизбежно напоминающие гомоэротическую атрибутику), но и певцы, и дрессировщица, выводящая на сцену живую тигрицу. Сравнивать старого аскетичного и нового тонущего в упадочной римской роскоши «Спартака» почти бессмысленно: слишком мало у них общего. Только музыка Арама Хачатуряна и имена главных героев. В остальном — это два разных балета.

Первое удивление ждет публику еще до начала спектакля. Вместо привычного красного занавеса на сцене — картина гладиаторского боя. Затем появляется хор, что тоже нетипично для классического балета. Если не придираться, то пение на латыни в истории про Древний Рим выглядит органично. Во-первых, тридцать-сорок дополнительных фигур в костюмах плебса создают колоритную массовку. Во-вторых, получается отсылка к античному театру. Хотя стоит все-таки отметить, что хоры были больше популярны в древнегреческой традиции, а во времена, когда происходит действие «Спартака», уже почти полностью изжили себя.

fb9788cd45220cd0f7597f571ccf136b0bc826f8_1500.jpg

Еще до премьеры пресс-служба НОВАТа распространила информацию о том, что в «Спартаке» на сцену выйдет живая тигрица Шакира. Как и белый конь Вася в «Дон Кихоте» или выезжающий на сцену автомобиль в «Фаусте» (снятом с репертуара), зверь на сцене — крючок, который ловит внимание, интерес и память зрителей, не слишком сведущих в балете: им будет чему удивиться и что вспомнить. Шакира, как сообщает сайт mariinka.org, снималась в телешоу «Цирк со звездами». А в 2008 году вместе со своей дочерью Мирой участвовала в постановке «Спартака» в Михайловском театре, которым, так же как и новосибирским оперным, руководит Владимир Кехман. Кстати, он смотрел премьеру из отдельной затемненной ложи в левой части зала — ближе всех к оркестровой яме. Так что если бы у тигрицы вдруг выдалось плохое настроение, директор попал бы под раздачу в числе первых. Но Шакира вела себя хорошо — степенно шествовала по авансцене рядом с дрессировщицей.

1dfae38b577137bac634d489a41f33b10555a20a_1600.jpg

Спектакль полон зрелищных деталей. Пиры римских патрициев в помпезных декорациях порой становятся похожи на оргии. Убитых гладиаторов утаскивают со сцены крюками люди в лохматых масках.

Балет же насыщен сложными поддержками, полетами и акробатическими трюками. Тот, кому танцы не понравились эстетически, может хотя бы отдать должное тому, сколько сил вложено в их исполнение. Особенно запоминаются сложные партии любовного — и очень сексуального — танца полководца Красса (Марат Шемиунов) и его подруги гетеры Эгины (Анна Одинцова). По контрасту с ними отношения Спартака (Денис Матвиенко) с возлюбленной Фригией (Ольга Гришенкова) выглядят подчеркнуто нежными и целомудренными — даже в сцене перед последним боем.

f4b5d0ec64a7b9ff0942e0601438ddc100f040c9_1500.jpg

Партия Спартака в новой версии выглядит бледновато. Будущий худрук балета НОВАТ очень старается быть харизматическим лидером в кожаных трусах. Но, увы, и Матвиенко, и Гришенкова уступают дуэту Одинцовой – Шемиунова. Особенно хороша Эгина — она уверена в себе и весьма коварна: фактически возглавляет обольщение гладиаторов Спартака, чтобы подавить его восстание. А потом, как истинная дочь своего времени, не испытывает ни капли раскаяния. Рядом с взрывной Эгиной Фригия, жертва обстоятельств, немного теряется — даже в сцене прощания с убитым возлюбленным она не так интересна, как ее антипод.

06601226036f1fc1cf403375c38bbfb501f9a575_1500.jpg

Георгий Ковтун в интервью перед премьерой подчеркнул, что специально переработал либретто для новосибирского театра и адаптировал сцены боев под особенности местной сцены.

Первые зрители нового «Спартака» разделились на два лагеря. Одни требуют не глумиться над классикой (что бы это ни значило), другие — что постановка великолепна (и в качестве доказательств художественной ценности прилагают собственные фото в пышных интерьерах свежеотремонтированного фойе). У людей, не склонных впадать в крайности, но часто бывавших в оперном до реконструкции (в том числе у автора этих строк), возникли вопросы к звуку. То ли он в принципе испортился, то ли оркестр еще «не сыгрался» с хором. К танцам претензий нет — они в «Спартаке» на грани безупречности.

dbd927f4a6fed505d64ac8cf21aee52309863958_1500.jpg

В прямом эфире НГС.НОВОСТИ в декабре 2015 года Владимир Кехман пообещал, что сохранит в репертуаре две версии одного балета, пояснив: «"Спартак" Григоровича — это одна публика, а "Спартак" Ковтуна — это другая публика». Но пока, вплоть до марта, в афише театра фигурирует только одна постановка. Следующий показ обновленной версии «Спартака» запланирован на 22 февраля. Билеты на сайте НОВАТа стоят от 900 до 2000 руб.

Анна Наумцева

Фото Виктора Дмитриева

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня.Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!