15 декабря воскресенье
СЕЙЧАС -8°С

«Выживший» против «Омерзительной восьмерки»: какая боль

Новое кино Тарантино про Мурку в кожаной тужурке — и самый шокирующий фильм года, в котором Леонардо ДиКаприо ради «Оскара» жестоко насилует себя перед камерой

Поделиться

(The Revenant; США, 2015). 156 минут. 18+

Крепкий череп и животная воля к жизни были у охотника за пушниной Хью Гласса (Леонардо ДиКаприо) — поэтому он не умер даже после того, как гризли сделал из него отбивную. Товарищи вначале пытались тащить тяжелораненого из заснеженных дебрей Северной Дакоты, но среди них затесался подлец (великолепный Том Харди), который решил избавиться от обузы. Оставшись один, герой вылез из своей неглубокой могилы и пополз, рыча и хрипя, к людям. Дело происходит в 1832 году, фильм частично основан на реальных событиях.

Это два с половиной часа сплошного телесного ужаса. Героя топчет лапой и давит задом медведь, герой пожирает живую рыбу и живую печень, а в самой знаменитой сцене потрошит еще теплую лошадь, чтобы провести морозную ночь в ее брюхе.

Всё это снималось на натуре и, как сообщается, многое Леонардо ДиКаприо проделывал взаправду. Но — вопреки ожиданиям — жестокость и физическая запредельность фильма оказывается не главным раздражителем для зрителя — и даже не главным впечатлением от фильма. Вообще-то это очень красивое кино, и даже плоть и кровь в нем живописны.

828ac65fd2ac3f9c1e78382dc063abe00b47f637_1500.jpg

Гениальный оператор Эммануэль Любецки («Оскары» за «Бёрдмэна» и «Гравитацию», номинации на «Оскар» — за «Дитя человеческое» и «Древо жизни») снимает так, как будто он вообще не человек, а какое-то инопланетное существо с принципиально иными органами зрения.

Эта красота, безусловно, требует похода в кино — грех смотреть такое домашними средствами.

Ни утечка в торренты, ни то, что в прокат фильм вышел только 7 января, не помешали «Выжившему» стать кассовым хитом десятидневных выходных. И определенно самым обсуждаемым фильмом за последнее время. Обсуждать интересно, потому что это — фильм сильных чувств: либо ты его любишь (и таких большинство — у фильма восторженная пресса и охапка «Золотых глобусов»), либо он тебя бесит. И тут я присоединяюсь к меньшинству.

8b4329383c949093a4f8f3d67bfa75b1028425c4_1500.jpg

С актерским подвигом прекрасного ДиКаприо есть проблема: когда он сигает в ледяную воду, рычит и рвет зубами потроха, кто-то в зале непременно хихикнет и не ново пошутит насчет того, что теперь-то Лео уж точно схватит свой неуловимый «Оскар» (у «Выжившего» 12 номинаций). А шуточки «Выживший» переносит плохо — потому что у него самого чувства юмора нет. Вообще, опыт показывает, что Алехандро Гонсалес Иньярриту снимает отличные (дебютная «Сука-любовь») и просто гениальные (позапрошлогодний «Бердмэн») фильмы тогда, когда ему удается избежать впадения, как в запой, в патетику и сентиментальность («Вавилон», «21 грамм»). В «Выжившем» опасность вроде была невелика — но не пронесло. В итоге смущают в «Выжившем» не груды кишок, а то, что из вспоротого брюха фильма бодро встают то диснеевский мультик (воспоминания героя о любви к прекрасной индианке), то духоподъемный фильм позднего Павла Лунгина (где колокольный звон течет, как елей), то Тарковский, то Джармуш (джармушевскому «Мертвецу», кстати, параллельны не только плавание героя ДиКаприо по реке и появление таинственного индейца, но и оригинальное название. The Revenant — это, скорее, тот, кто не выжил, но вернулся, выходец с того света, нежить).

Вся эта претенциозность и довольно сусальная философия в итоге опошляют и суровую красоту фильма, и его мощный натурализм. Можно подумать, что мама не говорила в детстве будущему режиссеру Алехандро Гонсалесу, что приличные люди не мешают жестокость с сентиментальностью, — наутро будет тошнить.

Оценка НГС.АФИША: 3 из 5

«Омерзительная восьмерка» (Hateful Eight; США, 2015). 182 минуты. 18+

Кстати, «Выжившего» впервые собрались снимать больше десяти лет назад. Тогда режиссером должен был быть корейский мастер жестокости Пак Чхан Ук («Олдбой»), а на главную роль задумывался Сэмюэл Л. Джексон. Но то кино не сложилось. Зато Сэмюэл Л. Джексон играет в новом фильме Тарантино «Омерзительная восьмерка», наполовину вестерне, наполовину — герметичном детективе в духе Агаты Кристи.

8de6587e8c87568145eb9db5277e4dfa0962de86_1500.jpg

В придорожной таверне заперты снежной бурей несколько незнакомцев. Среди них — охотник за головами (собственно Сэмюэл Л. Джексон), известный тем, что носит на груди адресованное лично ему дружеское письмо от президента Линкольна. Еще один охотник за головами (Курт Рассел). У него на цепи — его добыча (Дженнифер Джейсон Ли): мрачная урка в кожаной тужурке и с подбитым глазом; в городе ее ждет виселица. Компанию им составляют: англичанин-палач, новый шериф этих мест, ковбой, который едет встречать Рождество с мамой, и прочие. Еще недавно они воевали на разных сторонах в закончившейся несколько лет назад Гражданской войне. И все не доверяют друг другу (и не зря).

Впервые со времен «Бешеных псов» Тарантино снял такое камерное клаустрофобное кино.

«Омерзительную восьмерку» можно поставить в одной декорации силами студенческого театра, разжившегося ведром-другим бутафорской крови, которая ударит фонтаном в последнем акте «Восьмерки». Впервые вообще Тарантино использует не причудливую музыкальную мешанину, а сочиненный под фильм саундтрек — написанный Эннио Морриконе. И впервые в фильме Тарантино нет ни одного персонажа, которого было бы хотя бы чуть-чуть жалко: каждый из них если не расист, то садист (как и в «Джанго», американская история предстает развернутой иллюстрацией к статье о садизме в энциклопедии). В общем, эмоциональных заноз на память в зрителе не остается — хотя наблюдать за злоключениями и болтовней омерзительной восьмерки вполне забавно. Особенно когда они не омрачены дубляжом (в кинотеатре «Победа» есть недублированная версия с субтитрами). Но это не сильное впечатление, а скорее дежурное выступление заслуженного артиста, исполняющего один за другим свои старые хиты — «Скажи "прощай" своим яйцам» и прочие.

Оценка НГС.АФИША: 3 из 5

Елена Полякова

Кадры из фильмов — kinopoisk.ru

оцените материал

  • ЛАЙК 0
  • СМЕХ 0
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 0
  • ПЕЧАЛЬ 0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Фото пользователя
15 янв 2016 в 01:19

Не знаю, не знаю...Уж если выбирать между натурализмом фильмов вроде "Выжевшего" с его "лошадями и кишками", то лучше уж такой натурализм, чем некоторые абсолютно-тошнотворные от приторной неестественности отечественные фильмы, в которых главные герои, просидев (согласно сюжету) несколько дней в окопе, под дождём и артиллерийскими обстрелами, поднимаются потом в атаку в отутюженных гимнастёрках, с модельными стрижками и отбеленными зубами.

Фото пользователя
15 янв 2016 в 00:32

По поводу Выжившего не согласен, суровая правда жизни тех времен показана без прикрас, который не понятен нам, живущим в теплых квартирах, с доступом ко всем благам, придуманным человеком.

Были на Выжившем
15 янв 2016 в 01:26

На Тарантино не пойдём, чистый трэш до отвращения, возведённый в искусство, но не для нас. А Выживший до сих пор перед глазами. Невероятная природа и чистая реконструкция эпохи. Отметили даже неприглаженный примитивизм бараков в форте, даже мебель рублена как в те времена, костюмы - полное погружение в то время. И выживание допустимо, потому что степень выносливости тогда была несравнимо выше нашей сегодняшний действительности. Характеры отлично переданы, Лео молодец, ему и реплики не понадобились, и Харди красавчик. Удивило, что эта ситуация в анналах Американской истории реально имеется - воспоминания, свидетели, карты местности, на которые эти персонажи наносили свои первые свидетельства об озёрах, горах и реках, на которых ранее и белых людей то не было. А моменты с лошадью, поедание сырого, снятие скальпов - ну это все у Лондона и Купера есть, даже у Жюля Верна что-то, просто эти книги по-моему сейчас никто не читает. Саундтрек показался очень тяжелым, а так очень качественно. Жаль что Елене не очень понравилось