16 декабря понедельник
СЕЙЧАС -8°С

«Супруги, которые делают бизнес, очень быстро расходятся»

Один из крупнейших IT-предпринимателей страны Александр Лысковский рассказал о неожиданных последствиях успешного бизнеса в России

Поделиться

Справка: Лысковский Александр Викторович — генеральный директор компании Alawar Entertainment, основанной в 1999 году. В 2015 году занял 11-е место в рейтинге топ-50 персон в российской игровой индустрии по версии отраслевого портала vc.ru.

***

На самой начальной стадии, когда еще ничего нет, предпринимателю важно видеть будущее. Фактически — уметь мечтать, представлять вещи, которые, на его взгляд, улучшают мир. Пусть даже это очень простые вещи. Например, вы где-то оказались, в каком-то месте, и понимаете, что здесь очень не хватает чашечки хорошего кофе. Так может, откроем кофейню?

***

Еще одно качество, без которого невозможно сделать шаг, — это личная смелость. Допустим, у вас есть идея, суперинтересная, суперклевая, и вы рветесь в бой. Тем не менее вам придется выслушать от окружающих традиционно-бесконечное «у тебя не получится», причем с детально аргументированным обоснованием.

***

Итак, идея у вас есть. Чтобы сделать следующий шаг, нужна инициативность. Это качество, которому нигде, ни в одном вузе не учат. Напротив, вся наша государственная система образования, воспитания стремится нивелировать твою непохожесть, сделать тебя неотличимым от общей массы.

***

Есть и еще одно важное для предпринимателя качество, о котором нигде не говорят. Чтобы что-то сделать, надо быть умным. Но с умом не все так просто. Если вы будете точно, на все 100 % знать, как делать бизнес, вы никогда его не начнете. Предприниматели подчас наивны. Лучше всего мою точку зрения иллюстрирует цитата Ремарка из «Три товарища»: «Наивность — не недостаток, а, напротив, признак одаренности. Ты, конечно, понимаешь, о чем речь. О простой душе, еще не изъеденной скепсисом и этакой сверхинтеллектуальностью. Парсифаль был глуп. Будь он поумнее — никогда не стал бы завоевывать чашу Святого Грааля. В жизни побеждает только глупец. А умному везде чудятся одни лишь препятствия».

В Нью-Йорке есть музей бизнес-планов на салфетках. Множество салфеток, исчерченных планами, схемами. Это отличная иллюстрация той мысли, что самые успешные бизнесы подчас начинаются с очень простых, понятных идей. Таких, как идея делать хороший кофе. Или создать выключатель, который реагирует на хлопок.

**

Если вы смогли справиться с собой и заставить себя действовать, то впереди вас ждут новые испытания. Вы начинаете, и у вас нет ничего, кроме слов, чтобы привлечь людей и заставить их работать на себя. Есть идея, в которую никто, кроме вас, не верит. Надо брать на себя ответственность, гарантировать людям возможность будущего дохода и прочие блага. Значит, вам нужна харизма. Это штука, которой нигде не учат. Разве что в КВН. Возможно, поэтому многие из КВНщиков впоследствии становятся успешными предпринимателями.

***

Для тех, кто не скис, наступает стадия прототипа. Это значит — уже пора работать. Именно на этом этапе предприниматели работают по 18 часов в сутки, при этом все предварительные планы и сроки сорваны. Приходится делать массу работы, которую, на первый взгляд, делать не с руки. Договариваться с пожарными, рисовать логотип, говорить с силовыми структурами, вставлять разбитые окна и т.д.

***

Вам придется привыкнуть, что все риски, которые только существуют, случаются сразу. Люди, на которых вы рассчитываете, оказываются другими. Далеко не всегда речь идет о каких-то серьезных нарушениях. Бывают и банальные вещи. Просто люди поступают не так, как вы от них ожидали. Например, однажды у меня половина бухгалтерии ушла в декрет. В один месяц. Просто так совпало.

***

По мере роста бизнеса количество нестандартных задач, которые надо срочно решать, будет только расти. И никто из ваших сотрудников вам не поможет в этом. Расскажу один случай.

В 90-х годах была такая организация — «Мангуста». Серьезные спортивные парни. Однажды они пришли к нам. Поинтересовались доходностью бизнеса, на что я честно ответил, что гол как сокол, на одном энтузиазме работаем. «Где касса?» — последовал вопрос. «Нет кассы».

«Как нет?» — «Ну так, все деньги через интернет приходят, там очень небольшие суммы». Они слушали недоверчиво, а потом переспросили: точно ли, что кассы нет? «Честное слово, нет», — сказал я. «А что есть?» — «Ну вот компьютеры есть», — показал я. «А ты можешь компьютер настроить?» — спросил один из них. «Конечно, — сказал я, — и еще мы можем игры всякие поставить».

Я показал им игры, рассказал, как можно играть, — они обрадовались как дети. И несколько лет мы настраивали им компьютеры. Договориться с «Мангустой» — на первый взгляд несложная задача, но количество таких задач по мере развития бизнеса будет расти как снежный ком. Надо учиться делегировать свою работу, уметь отдыхать и ежедневно черпать силы для новой деятельности.

***

Как бы вам ни везло, как бы успешно ни развивался ваш бизнес, однажды наступает этап, когда вы сталкиваетесь с неизбежным моментом — вы с партнерами по-разному смотрите на дальнейшее развитие бизнеса. Наступает этап, который я называю «родительские разборки». Здесь нужны те качества, которыми обладают нормальные родители, — а именно дипломатия, что означает умение договариваться и находить точки соприкосновения, а также ответственность перед тем делом, которое ты породил. Люди, которые работают в твоей компании, не должны догадываться о разборках, которые происходят между акционерами. Нормальные родители ругаются в тот момент, когда дети в школе.

Также пригодится твердость, а иногда — и циничность. Вам придется научиться увольнять людей — в том числе тех, с которыми вы создавали бизнес.

По этому поводу есть хороший анекдот. Представьте себе Техас, штаб нефтяной компании — небоскреб, во дворе которого бьет фонтанчик с виски, из которого периодически лакает сидящий рядом ковбой. На вопрос, кто это, президент компании отвечает: этот тот самый Джо, который много лет назад показал, где искать нефть. Годы идут, а Джо не меняется — раз показав, где искать нефть, он получает свои дивиденды. Такие Джо — пенсионеры, которые с годами перестают приносить пользу, — есть в любой компании, и надо вовремя избавляться от них, как бы цинично это ни звучало.

***

Для предпринимателя всегда есть вопрос по поводу его половинки. Если вы всерьез занимаетесь бизнесом, то ваша супруга тоже должна расти. Но боже упаси вам заниматься совместным бизнесом.

По моим наблюдениям — но это только мое личное мнение, — супруги, которые вместе делают бизнес, очень быстро расходятся. Тем не менее у жены обязательно должно быть какое-то дело, ее путь, по которому она движется.

***

Когда вы слышите от какого-то успешного бизнесмена, как долго и упорно ему пришлось работать, знайте — он привирает. Периодически ему банально везло. Судьба дарила ему незаслуженные авансы, которыми он смог воспользоваться и отработал.

Первый такой аванс судьба подарила в тот день, когда мы с друзьями решили закрыть «Алавар». Помню, мы проработали несколько месяцев и ничего не заработали. По итогам нашей деятельности нам должен был прийти очередной платеж 3 тыс. долл. Раздаем деньги людям и закрываемся — таково было наше решение. Но на счет поступило… 7 тыс. долл.! Бог мой, да неужто мы заработали??? Мы наивно обрадовались, что всё, дело наконец пошло, и продолжили дело. Потом оказалось, что это была ошибка платежной системы, и с нас эти деньги вычли. Но мы все равно были настроены продолжать. Сейчас, спустя столько лет, я думаю: какое же это везение, что именно в тот день система ошиблась и нам были перечислены лишние, не заработанные нами деньги.



Яна Янушкевич
Фото предоставлено PR-службой компании Alawar Entertainment

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК 1
  • СМЕХ 0
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 0
  • ПЕЧАЛЬ 0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
16 окт 2015 в 07:18

А Джо знает еще несколько месторождений нефти и не сообщает их такому как герой нашей статьи. И правильно делает, потому что когда от него цинично избавятся, он найдет кому о них сообщить за большие деньги. И те месторождения получше будут. Так что избавляйтесь, Александр, от долгожителей, они прекрасно знают ваши слабые стороны и с радостью помогут вашим конкурентам. Да, и осторожнее используйте термин " пенсионеры", они разные бывают

Эллиот
16 окт 2015 в 01:06

Браво! Давненько не читала материал на сайте взахлеб!
Я - абсолютно не бизнесмен, а рядовой исполнитель, идеи создать собственный бизнес не возникало ни разу. Теперь я понимаю, почему у меня такой идеи не возникало :)
Очень надеюсь, что рекомендации Александра вдохновят толковых людей на создание своего дела.

Svetik88
16 окт 2015 в 10:52

Мне одной показалось, что все интервью - просто оригинальная форма резюме, а человек в поиске работы?