29 января среда
СЕЙЧАС -8°С

Китайский «Титаник»

Революционный блокбастер с грандиозными катастрофами, 3D-баталиями, красивыми любовными сценами — и массовым обманом зрителей

Поделиться

«Переправа» (The Crossing; Китай – Гонконг, 2014) — историческая драма. Реж. Джон Ву («Круто сваренные», «Без лица», «Миссия невыполнима-2», «Битва у Красной скалы»). В ролях: Хуан Сяомин, Такеши Канэсиро, Чжан Цзыи. 3D. 128 мин. 16+

«Переправа» — это масштабная картина китайской революции 1949 года. Сюжетных линий несколько. Первая: молодой генерал, прославленный безумным героизмом во Второй мировой, влюбляется в своенравную девушку из богатой семьи. Они красиво одеваются, красиво говорят, вальсируют и катаются на лошадках и авто. Падает искусственный снег, у девушки нежно розовеют уши. Но генералу уже надо снова браться за оружие — сражаться против коммунистов, вместе с которыми еще недавно он защищал родину от японских оккупантов. Вторая линия: бравый и добродушный солдатик ради талонов на еду выдает себя за семейного, а блаженную санитарку, которую видит первый раз в жизни, — за свою жену. Теперь он не может забыть случайную знакомую — а сама санитарка одержима поисками своего сгинувшего где-то на фронте возлюбленного. Третья линия: военного врача, с детства влюбленного в одноклассницу-японку, которую тоже унесло куда-то.

Все сюжетные линии тянутся к кульминации «Переправы» — реальному событию: крушению парохода «Тайпин». На нем бежали от коммунизма на уберегшийся от него Тайвань. В январе 1949 года перегруженный беженцами почти вдвое «Тайпин» затонул.

Узнавать и сознавать такие штуки — всегда отрезвляющий щелчок по носу, неприятный, но полезный. Эта полезность — одна из причин посмотреть «Переправу». Ее, разумеется, все называют китайским «Титаником», сам же Джон Ву поминает «Доктора Живаго», ну и «Унесенных ветром», конечно, тоже непременно вспомнят: чувства на фоне большой истории, обаяние проигравших, вся эта белогвардейская романтика. Перед «Переправой» неплохо бы напомнить себе эту большую историю.

Вкратце дело было так: после крушения императорской власти династии Цинь в 1912 году Китай оказался в состоянии полураспада на контролируемые несколькими разными военными группировками провинции. К концу 1920-х годов набравшая мощь националистическая партия Гоминьдан практически установила контроль над страной, окончательно рассорившись с набиравшей популярность и пытавшейся восставать то тут, то там коммунистической партией. В 1936 году враждующие стороны примирились, чтобы вместе отбиваться от Японии. Но после окончания Второй мировой гражданская война в Китае возобновилась — считается, что жертвами ее последнего акта (1945–1949) стало до 6 млн человек. В 1949 году коммунисты победили и основали Китайскую народную республику. Руководство Гоминьдана бежало на Тайвань (и там Гоминьдан до сих пор остается правящей партией, а сам остров Тайвань оказался культурным и политическим преемником старого дореволюционного Китая).

А еще перед покупкой билетов стоит знать кое-что никак не обозначенное на российских афишах «Переправы»: как и «Битва у Красной скалы» того же Ву, «Переправа» состоит из двух частей. Крушение парохода происходит во второй части. В российском прокате же представлена пока первая.

Это как если бы вы пришли на «Титаник», а он весь бы оказался посвящен обстоятельному введению в общественное положение Джека и Роуз. И вот уже титры, но билеты на несчастный лайнер еще не куплены. Вторая часть «Переправы» вышла в китайский прокат буквально сегодня, дата ее выхода в российский вообще еще не назначена. Будут ли ее трепетно ждать посмотревшие первую? Вряд ли. Даже в родном Китае «Переправа» была принята не слишком восторженно и прошла с заметным спадом сборов после первого успешного уик-энда (что означает: публика ее ждала, но разочаровалась).

Гарантированно «Переправа» понравится разве что тем, кто не стесняется своей любви к мелодрамам о красивой жизни и о том, что богатые тоже плачут. Разочарованных же будет больше. Если описывать Джона Ву и его фильмографию одним словом, то это слово «крутой». И уж чего-чего, а крутизны в «Переправе» нет и в помине — хотя в батальных сценах Ву и предается своей знаменитой хореографической бойне с бьющими в камеру струями крови. Собственно, только эти сцены и не дают поставить «Переправу» на полочку мыльных опер. Есть тут и шутка Ву над своим самым фирменным приемом — зависанием двух стрелков, держащих друг друга на прицеле. Но в отличие от лучших фильмов Ву «Переправа» не несется, крутясь и вихрясь, до самого финала, одним броском, а выглядит мучительным и постоянно разлаживающимся усилием, с заминками и перекурами, с неловкими движениями, которые выставляют напоказ картонную суть мира на экране.

Это красивый, как старинная открытка (местами чересчур), ужасно сентиментальный (бедная проститутка с золотым сердцем, чудесно найденный дневник возлюбленной и пр.) и местами сильно затянутый (особенно если вспомнить про деление на две части) фильм.

Никакой это, в общем, не «Титаник», а простите, «Адмиралъ»: страдания интересного контрреволюционера, удачливого в любви, но не в войне. Не поймите меня неправильно — «Переправа» совсем не настолько плохой фильм, как «Адмиралъ», — но все-таки скорее неудача. Возможно, дело в том, что устарел и скончался сам жанр изображения большой истории средствами глянцевой мелодрамы с балами и платьями из пышных занавесок. Возможно, дело в том, что этот жанр особенно мертв там, где на кино влияют представления о государственных интересах. А «Переправа» (хотя и снятая гонконгцем и написанная тайваньским сценаристом, — все-таки в первую очередь китайский фильм. Впрочем, нужно отдать должное китайским товарищам, которые дали показать проигравшую коммунистам сторону с симпатией и сочувствием (хотя, по слухам, производство «Переправы» затягивалось именно из-за политических вопросов).

Оценка НГС.АФИША: 3 из 5

Елена Полякова

Кадры из фильма — kinopoisk.ru (1–5)

оцените материал

  • ЛАЙК 0
  • СМЕХ 0
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 0
  • ПЕЧАЛЬ 0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
сахарок
31 июл 2015 в 08:19

не знаю, когда смотрю фильмы китайские, нет ощущения погружения в фильм, постоянно кажется, что актеры какие то ненастоящие, что сейчас внезапно все прекратится, появится китайская веселая ярко разукрашенная девушка, засмеется, захлопает в ладоши и громко спросит на китайском "ну что, поверили?".

Фото пользователя
31 июл 2015 в 14:44

А мне нравятся лучшие китайские режиссёры и их фильмы.В их фильмах(при всех "восточностях") больше искренности(пусть и наивной иногда) и духовности,в отличие от голливудских,тщательно коммерчески просчитанных киноизделиях. В Голливуде всё разложено по полочкам - если героиня должна поднять юбку на 20-й минуте фильма строго на 5 см(чтобы не выйти за категорию 12+),то так оно и будет.А китайцы не боятся быть наивными,смешными,нерациональными,непонятными для других народов.Они просто живут на экране,как у них принято(часто плюя на пресловутые нормы политкорректности).При этом их даже смешно сравнивать с индийским кино,которое играет роль сладкого наркотика для нищих масс.
Теперь о фильме(хотя после спойлера Е.Поляковой уже трудно что-то добавить).Мне понравилась первая часть.Думаю,что вторая будет ещё лучше и зрелищнее.Смотреть стоит тем,кому интересен человек Востока,с его стоическим восприятием судьбы и лишений(здесь действительно уместна параллель с "Доктором Живаго").Тем же,кто вскормлен попкорном на ниве компьютерных блокбастеров в категории 12+(причём независимо от возраста),лучше остаться дома и пересмотреть на видео все серии "Форсажа")))

Ирина
31 июл 2015 в 11:18

Приведите пример хотя бы одного американского фильма, где симпатично показан проигравший американский коммунист. Почему они южан так мило показывают, я понимаю - надо же их как-то утешать после отмены рабства, а вот милого коммуниста что-то не видела)
Почему фильм провалился в Китае, понимаю. Красиво заворачивать идеологических врагов умели только советские режиссеры. Впрочем, есть ощущение, что Китай входит в пору позднего СССР, так что, скорее всего, "Переправой" дело не закончится.