9 декабря понедельник
СЕЙЧАС +0°С

«В нашей стране всё может быть»

Директор «Сибирских сетей» рассказал, как его компания покупает крупного конкурента и что будет с клиентами крупнейшего в Сибири провайдера, который из этого получится

Поделиться

Справка: Шиляев Александр — родился в 1971 году в Новосибирске. Имеет два высших образования: «Прикладная математика» (НГТУ) и «Финансы и кредит» (НГУЭУ). С 1999 по 2010 год работал в ЗАО «Зап-СибТранстелеком». С 2010-го работает в компании «Сибирские Сети». В 2012 году стал гендиректором, сменив на посту совладелеца и бывшего генерального директора Олега Куся, который тогда возглавил совет директоров компании. В этом же году скандинавский фонд CapMan Russia объявил о приобретении 20 % акций провайдера и планах увеличить свою долю до 25 %. С 2011 года компания ведет региональную экспансию, начав с покупки алтайского Altline и кузбасского «Русского Медведя». Согласно данным Единого реестра юридических лиц на май этого года, 99,5 % акций «Сибирских сетей» у кипрской «Стормакоте Лтд.».


ГК «Норильск Телеком» согласно ЕГРЮЛ принадлежит «Кит Финанс Капитал» через ООО «Телеком Холдинг». По данным сайта «Норильск Телеком», ГК владеет телекоммуникационными активами в Красноярском крае и Новосибирской области, работающие под брендами «Мультима», «Астрон», «Сибирь ТВ», «Прима-телесеть», «Атлас, а также новосибирскими Academ.org и «АкадемТВ».


«Сибирские сети» и красноярская группа компаний «Норильск-Телеком» объявили о слиянии активов. Какова цель сделки?

Я не готов сообщать сейчас какие-то подробности. Сделки может же и не быть, ведь так? Нами подан запрос в УФАС. Может УФАС не согласовать? Может. В нашей стране всё может быть. Соответственно, любая дополнительная информация может навредить компаниям в будущем. Конечно, я знаю о нашей компании всё, я знаю много чего о той стороне, но не могу я информацией делиться, пока сделки нет.

Будет ли на новой для вас территории ценовая и тарифная политика «Сибирских сетей»?

Мы пока еще не занимались разработкой тарифной политики, необходимо дождаться завершения сделки и более подробно изучить новую территорию. Возможно, не всем известно, что, например, в Норильск нет дороги, только самолет. Там нет оптических каналов связи — только спутники, поэтому бизнес компании в этом регионе будет отличаться от Новосибирска.

Почему слияние происходит именно сейчас? Какова цена? Проходит ли в «Сибирских сетях» подготовка к укрупнению?

Решение о покупке принимали акционеры, они же занимаются финансированием. Сумма сейчас не раскрывается. Полномочия гендиректора — это существующая компания. Мы не можем остановить деятельность предприятия исходя из предположений, что когда-то что-то будет или не будет. У нас есть текущая деятельность, за которую мы ответственны перед акционерами. Поэтому будет — хорошо, будем этим заниматься, не будет — мы продолжаем развитие на сибирском рынке, у нас есть к чему стремиться.

Какой прирост абонентской базы компании вы ожидаете по итогам года? Какова будет в этом приросте доля новых абонентов от сделки с «Норильск-Телеком»? Станете ли крупнейшим оператором Новосибирска в результате сделки?

Услугами «Сибирских сетей» сейчас пользуются более 155 тыс. абонентов в 22 городах Сибири. К концу года мы планируем прирост собственной абонентской базы не менее чем на 15 %.

Но в Новосибирской области первым по числу абонентов по-прежнему останется «Новотелеком» (бренд «Электронный город». — Н.Г.).

Пару месяцев назад вы снизили тарифы для абонентов до 300 руб. Можете ли уже оценить результат от этого предложения?

После запуска новой концепции число обращений в компанию от новых абонентов выросло в 1,5 раза. Хотя на самом деле цена не является ключевым фактором. По 300 руб. сегодня полно предложений, но почему-то только «Сибирские сети» растут. Наверное, нужно смотреть чуть глубже, почему это происходит. Если вы наблюдаете за «Сибирскими сетями», то должны заметить, что мы не меряемся числом абонентов и долями рынка. Может быть, потому что нам повезло с акционерами — они вменяемые и не требуют от нас этого мерила, а смотрят на реальный бизнес компании. А возможно, наши амбиции немного другие: нам не важно, сколько абонентов у конкурентов, пусть у них их будет много, нам не важно, по каким ценам они продают… Мы рассматриваем себя не как систему, направленную на борьбу с внешним миром, а как рассчитанную на потребителя. Наш предыдущий опыт показывает, что, выбрав этот подход, мы не ошиблись. За 5 последних лет мы росли по 25 % в год. Сейчас нам кажется, что мы чувствуем рынок, что важно потребителю.

Вы знаете, откуда взялась цена 300 руб.? Мы измерили средний разовый платеж через терминал и оказалось, что 300 — это та сумма, которую абоненту комфортно платить.

Посмотрев на тарифы, мы увидели, какие они сложные. Вот эти бесконечные акции, тарифные предложения с ограниченным сроком… Поэтому мы дали простую услугу — 300 руб. за 100 Мбит/с.

Почему вы в результате получите спад в темпах прироста абонентской базы с этого года с 25 % до 15 %, если предложение дало приток?

На эти цифры (25 %. — Н.Г.) повлияло существенное расширение границ присутствия компании в то время.

На фоне снижения цен и насыщения рынка падает ARPU (доход компании с одного абонента) Каково его значение сейчас у вас? Чем компенсируете его падение в прибыли?

Да, это так. В начале года ARPU составил 450 руб. Сегодня он снизился на 6 %. Многие компании борются выручками, а мы считаем, что нужно работать с затратами. С помощью бесконечных акций операторы зачем-то нагоняют большее число абонентов, а акция заканчивается — абонент убегает. Это генерит огромный отток абонентской базы. Подключение новых абонентов для оператора — это затраты: на кабель, на персонал и другие. У нас эти затраты сведены к минимуму. Мы работаем с эффективностью, т.е. убираем непроизводительные затраты.

Например, у генерального директора нет секретаря, так как это работа, ценности не приносящая.

Так же как и дорогущий офис, который ценности для абонента не приносит: наши абоненты туда уже почти не ходят, им нет на то необходимости, поэтому мы перенесли наш офис с Красного проспекта на вторую линию. С другой стороны, мы делаем инструменты, повышающие уровень обслуживания абонентов: например, наша система определяет звонящего и при недостатке средств на счете предлагает взять обещанный платеж. Абоненту уже не нужно тратить время на общение с оператором. Это тоже эффективность и снижение стоимости услуги, кроме этого, когда мы говорим, что наши абоненты не убежали от нас за какой-то акцией, — это тоже работа с эффективностью.

Можно ли считать, исходя из вашего ответа, что ваши действия в ответ на сокращение доходов — сокращение сотрудников по примеру секретаря? Сколько всего сотрудников вы сократили?

Нет. Секретаря у гендиректора не было никогда. Оптимизация персонала происходит согласно задачам компании. Например, когда у нас была задача строительства (22 города в 3 областях), ради этой работы был нанят персонал, служба HR была большая. Соответственно, когда эта фаза заканчивается, этот персонал сокращается. В этом году у нас произошла централизация бухгалтерии, потому что бухгалтерии с тем функционалом, который был раньше, нам сейчас не нужно. А в данный момент у нас увеличивается персонал колл-центра, техническая поддержка. Расходы на персонал за 4 месяца этого года у нас сократились на 5 % по сравнению с прошлым. А число сотрудников уменьшилось на 10 %.

Ваши коллеги из «Новотелекома» однажды попытались выйти на мобильный рынок — через создание виртуального оператора, но идея заглохла. С учетом роста давления со стороны мобильного интернета и мобильных провайдеров, которые активно идут на ваш рынок, видите ли вы перспективы этой идеи?

Я — нет. Когда оператор опирается на понятную ему инфраструктуру — это понятное развитие. Виртуальный оператор — это значит взять в аренду у МТС канал и конкурировать с тем же МТС на этом же рынке. Маркетинга в этом много. Для меня не очевидно, что этим стоит сейчас заниматься. Мы это не оценивали. Если они попробовали, и у них не получилось, значит сначала они посчитали, что это выгодно, а по результатам поняли, что нет.

После снижения вами тарифов многие говорили, что это сделано накануне продажи компании. Как думаете, с чем связаны слухи о продаже «Сибирских сетей»?

Нас постоянно продают. (Улыбается.) Это происходило даже до того, как я пришел в компанию. С тех пор, как я работаю, каждый год появляются такие слухи. Однако, несмотря на домыслы, наши акционеры развивают компанию. Возможно, грядущая сделка — лишнее подтверждение этого тезиса: им интересен телеком, и они хотят им заниматься. В этом отношении — кто его знает, может, мы «Вымпелком» купим в 2020 году. У нас очень амбициозные акционеры.



Настя Гринёва
Фото Ольги Бурлаковой

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК 0
  • СМЕХ 0
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 0
  • ПЕЧАЛЬ 0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Илья
29 мая 2015 в 07:46

За красивыми словами директора очень нестабильное качество и слабый сервис.

Мухаха
29 мая 2015 в 07:47

Интересно, когда объявят о сделке с Дом ru, как будет оправдываться г-н Шиляев?

29 мая 2015 в 07:23

Была у них акция что то там про интернет за 400 рублей, в итоге позвонив и узнав оказалось что, если покупать оборудование у них будет 4тысячи рублей. Теперь названивают мне и предлагают новую супер акцию!