9 декабря понедельник
СЕЙЧАС +0°С

«А зори здесь тихие…»: девушки и смерть

3D-ремейк советского военного фильма довел корреспондента НГС.АФИША до слез

Поделиться

«А зори здесь тихие» (Россия, 2015) — военная драма, экранизация одноименной повести Бориса Васильева (1969). Режиссер — Ренат Давлетьяров («Любовь-морковь»). В ролях: Петр Федоров, Кристина Асмус, Дарья Мороз, Агния Кузнецова. 3D. 120 минут. 12+

На «курорте» — невдалеке от линии фронта в карельских лесах — стоит никому не нужный разъезд, где пьют и морально разлагаются в обществе вдовых и просто одиноких селянок бойцы Красной армии. После очередного дебоша, устроенного личным составом, комендант разъезда старшина Васков (Петр Федоров) просит командование прислать ему бойцов, равнодушных к алкоголю и женщинам, и в итоге получает десяток с небольшим девушек-зенитчиц. «Нашли, значит, непьющих», — произносит Васков и отправляется сооружать для подчиненных казарму и сортир под осуждающими взглядами местных жительниц, лишенных теперь мужского тепла и солдатских рук.

Очень скоро, впрочем, шутки заканчиваются. Обнаружив случайно в лесу двух немецких диверсантов, Васков получает приказ задержать их собственными силами, но, отправившись на задание вместе с пятью девушками-бойцами, обнаруживает, что врагов в несколько раз больше.

Повесть «А зори здесь тихие» была опубликована в 1969 году и стала первым настоящим успехом немолодого уже (ему было на тот момент 45 лет) писателя-фронтовика Бориса Васильева. На войне Васильев провел 3 года. Был кавалеристом, затем пулеметчиком в воздушно-десантных войсках, пока не был контужен весной 1943-го. Слава могла прийти к нему куда раньше — свою пьесу «Танкисты» (по которой позже будет снят другой знаменитый фильм «Офицеры») он написал еще в 1954 году, но для того времени она оказалась слишком смелой. После «Зорь» по книгам Васильева было снято еще немало фильмов, в том числе таких шедевров, как «Не стреляйте в белых лебедей», «Аты-баты, шли солдаты…». Последним нашумевшим произведением стала предперестроечная «А завтра была война».

Тем не менее «Зори» занимают в череде советских фильмов о войне особое место. И дело даже не в том, что его посмотрели в СССР порядка 66 млн зрителей (по сегодняшним ценам такое количество проданных билетов означало бы общие сборы, вдвое превышающие «Аватар»).

Просто история, придуманная Васильевым, оказалась одновременно и захватывающей, и пронзительно человечной, лишенной пропагандистской шелухи и привычных штампов военного кино. Подобно героям книги в их пути через трясину, создателям фильма удалось найти тонкую тропку, нигде серьезно не погрешив против окопной правды, но и не нарушив многочисленных советских запретов и табу (из-за которых немало хороших фильмов легло на полку или было безжалостно порезано).

Желание снять новую экранизацию повести режиссер Ренат Давлетьяров (он старательно избегает слова «ремейк») объясняет просто: хотелось снять что-то хорошее на военную тему к 70-летию Победы, но денег на что-то масштабное не давали. Пришлось искать сценарий, где можно было бы обойтись без дорогих спецэффектов. По словам Давлетьярова, идею снять новые «Зори» ему предлагал Владимир Машков (с собой в главной роли) еще 10 лет назад, но тогда трогать киноклассику не решились.

Новый фильм, так же как и лента 1971 года, довольно подробно следует за повестью.

Разве что режиссер все же добавил в новые «Зори» пару-тройку коротких батальных эпизодов со взрывами и горящими избами — нужно же что-то динамичное вставить потом в трейлер. Помимо обычной существует версия в 3D, но это не более чем уступка правилам кинопроката — выпуклое изображение ничего не добавляет простой и камерной истории, а, скорее, вредит ей, делая картинку игрушечной.

Единственное серьезное дополнение, на которое решились создатели фильма, — это некоторое расширение довоенных историй героинь. Так, Лиза Бричкина стала дочерью сосланного в Сибирь кулака, а сиротство Гали Четвертак (в повести никак не комментируемое) оказалось следствием сталинских репрессий. Впрочем, вставки эти выглядят простыми приметами эпохи, которые, кстати, мог бы придумать и сам Васильев (достаточно вспомнить его повесть «Завтра была война»), будь у него в 1969 году такая возможность. Более того, суровость и довоенного времени (отсутствующая в первоисточнике) тоже вносит в историю дополнительное изменение. Ведь в реальном СССР в окопах оказались отнюдь не только ревностные сталинисты, но и миллионы тех, по чьим судьбам режим проехался стальным катком. Но общая беда и общая угроза оказались сильнее боли и обид прошлого.

Вопреки скепсису (все уже привыкли встречать новые версии старых фильмов глубоким вздохом), «Зори» Давлетьярова как минимум не вызывают чувства неловкости — это грамотно снятое кино: без длиннот, логических нестыковок и неуклюжих диалогов, которыми славятся современные фильмы о войне.

Федот Васков в исполнении Петра Федорова по-своему убедителен, хотя человеческая история, придуманная Васильевым (простоватый крестьянский сын с 4-мя классами и несчастной личной жизнью), сидит на взрывном темпераменте Федорова так же неловко, как положенные по роли усы на лице актера. Девушки тоже справляются — даже несколько заезженной сейчас телевизором Кристине Асмус (Галя Четвертак) удается уже к середине фильма убедить зрителей забыть ее Варвару Черноус из «Интернов».

Не обошелся режиссер и без подмигивания киноманам — в одной из сцен Асмус, например, изображает всех хоббитов разом (вместо назгулов над ее головой проходят фашисты, которые постоянно носят на голове темные маскировочные сетки, что превращает их лица в зловещие черные пятна).

Конечно, и Федоров, и все пять его партнерш по фильму мало похожи на те лица, которые смотрят на нас с фотографий военных лет. Но, строго говоря, то же самое можно сказать и про фильм 1971 года.

Самое главное — поведать историю, от которой временами по-настоящему щемит сердце и на глаза наворачиваются слезы, — создателям фильма удалось. «А зори здесь тихие» — это редкое современное кино о войне, которое, по-моему, не вызовет возражений ни у «патриотов», ни у «западников».

В нем нет ни чугунной патетики, ни демонстративного пацифизма (положили людей ни за что). Смерть главных героинь воспринимается не как жертва (священная или бессмысленная), а прежде всего как трагедия. Вина за которую лежит не на бестолковом руководстве и даже не на злобных фашистах. Просто война, она так вот и выглядит — это тела молодых, еще вчера полных любви и надежд девушек, оставшихся остывать на замшелых камнях в карельской глухомани.

Оценка НГС.АФИША: 4,5 из 5

Стас Соколов

Кадры из фильма — kinopoisk.ru

оцените материал

  • ЛАЙК 0
  • СМЕХ 0
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 0
  • ПЕЧАЛЬ 0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter