«Эпический» самолет S7

Владельцы авиакомпании «Сибирь» купили американский авиазавод, выпускающий дешевые самолеты, способные за полчаса долететь до Барнаула и Томска

Поделиться

Необычным бортом оказался Epic LT производства небольшой авиакомпании Epic Aircraft, президент которой Дуглас Кинг (Douglas King) выступил в роли пилота. Поскольку маленькая машина не способна совершать перелеты дальше 2000 км, по пути ей приходится делать несколько посадок. Одно из таких приземлений случилось в Новосибирске, родном городе S7.

Турбовинтовой Epic LT внутри выглядит представительно, но, в принципе, это довольно неприхотливая машина, способная садиться и взлетать практически с любой ровной поверхности — для посадки ему достаточно 560 м. Он может развивать скорость до 630 км/ч (т.е. полет до Томска или Барнаула вместе с посадкой и взлетом займет не больше получаса), и при благоприятных условиях дальность его полета с полными баками может достигать 3,4 тыс. км.

В нынешней комплектации самолет рассчитан на перевозку пяти пассажиров (одно кресло расположено рядом с пилотом), но, если немного поступиться комфортом, то в салон можно установить еще пару кресел. То есть

Компания Epic Aircraft была основана в 2004 году, получив 1,3 млн долларов в виде грантов и займов и пообещав построить завод и нанять 4000 человек. Всю историю жизни небольшой компании ее преследовали самые разные неудачи — от проблем с сертификацией самолетов до исков от поставщиков и клиентов, что привело в 2009 году к банкротству и фактическому прекращению деятельности по сборке самолетов. Годом позже компанию оценили в 20,2 млн долларов.

Свет в конце тоннеля Epic увидела в 2012 году когда неожиданно для местного бизнес-сообщества владельцем компании стала российская компания Engineering — the Aviation Maintenance Holding, занимающаяся обслуживанием самолетов (русское название «Холдинг Инжиниринг», фактически компания выросла из новосибирского предприятия «Сибирь техник»). Сумма сделки не разглашалась, как, впрочем, и реальные цели покупки. В официальном пресс-релизе приводится только расплывчатая фраза генерального директора российской компании Владимира Перекрестова, который удовлетворен тем, что холдинг «взял на борт знания и опыт Дугласа и «Эпик Эйркрафт», и выражается надежда на то, что сделка позволит обеим компаниям «войти в новую индустрию услуг и достичь успеха в будущем».

Американская компания интересовала «Холдинг Инжиниринг» не просто как производственная площадка, а именно как производитель самолетов. Как сообщил НГС.БИЗНЕС руководитель Epic Aircraft Дуглас Кинг, его компания сейчас активно работает над получением сертификатов на новую модель самолета Epic LT и «уже прошла половину пути».

Более того, как отметил Кинг, S7 напрямую оказывает Epic помощь в этой работе (в частности, на тестировании в аэротрубе), и он ждет углубления сотрудничества. После получения международных сертификатов американская компания готова предложить свою новинку на международном рынке (в том числе и в России). На сегодняшний день Epic выпустила уже 45 машин (других моделей), большая часть которых летает в США.

Pilatus PC-12

Pilatus PC-12

Трудно сказать, чего больше в покупке Epic со стороны владельцев S7 — стратегического расчета или просто желания «поиграть» в авиастроение, оперируя сравнительно небольшими (для такой компании, как S7) суммами. Однако очевидно, что сегодня в России фактически отсутствует понятие «малая коммерческая авиация», без которой трудно наладить воздушную связь между соседними городами. Там, где нерентабельно использовать машины даже среднего размера (на 20–30 пассажиров), вполне могут курсировать воздушные «такси».

Подобные попытки, впрочем, уже предпринимаются. Например, столичная компания Dexter с 2009 года предлагает в Сибири услуги для корпоративных и частных клиентов. Один километр полета на 8-местном самолете Pilatus PC-12 (такая машина стоит больше 3 млн долларов) обойдется в 160 руб.

То есть слетать в Томск (в один конец), например, обойдется примерно в 32 тыс. руб. (или по 4 тыс. на человека). Понятно, что клиенты такой услуги должны уж очень ценить свое время. В Приволжском и Южном федеральных округах, впрочем, компания выполняет уже регулярные рейсы, билеты на которые стт существенно дешевле. Например, цены на рейс Минеральные Воды – Грозный начинаются с 1000 руб. (время в полете — 1 час 10 минут), а почти двухчасовой перелет из Самары в Пермь будет стоить 4720 руб.

Директор столичной консалтинговой компании «Инфомост консалтинг» Борис Рыбак считает, что одной из причин покупки Epic могла быть простая человеческая увлеченность Филева небом. Кто-то покупает яхты, кто-то поместья, а он вот купил небольшой авиационный завод, где делают настоящие самолеты», говорит Рыбак.

По мнению Бориса Рыбака, России сегодня вообще остро не хватает той самой малой авиации, которая была так развита в СССР: «В США больше полмиллиона человек имеют лицензии пилотов и летают на своих собственных или арендованных самолетах, а у нас исчезли даже аэроклубы. А без этого очень трудно искать и воспитывать талантливых пилотов для армии и гражданской авиации. Это как футбол — если у вас нет большого количества любителей, то и профессионалам будет неоткуда взяться».

Стас Соколов

Фото Андрея Кисельникова (1, 3), epicaircraft.com (2), автора (4)

оцените материал

    Поделиться

    Увидели опечатку?
    Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
    6 сен 2013 в 00:55

    Я вот только одного не могу понять - одни покупают зарубежных производителей самолетов, чтоб наладить малую авиацию - другие аэропорт рядом с деловым центром города отдают под застройку жилыми домами... Излишне наверно вопрошать - "где логика", да?

    Mike
    6 сен 2013 в 04:14

    Во времена СССР все эти перелеты были дешевыми и маршруты были удобными. Потому что все было для людей, а не для бизнеса. Обманули народ, забрали народное достояние, а теперь деньги из нас качают.

    Сибирский
    6 сен 2013 в 07:50

    Как всегда - зарабатываем деньги на соотечественниках, а вкладываем за бугор.
    А в родные прожекты слабо вложиться? Ан-2, Ан-38?