20 ноября среда
СЕЙЧАС -25°С

Бензин дешевеет: копейки, а приятно

Цена топлива в Новосибирске упала и будет падать до конца весны — у производителя возникли излишки, которые он не может продать

Поделиться

Пятница для экспедитора Александра К. началась с приятной мелочи. Отсчитав, как всегда, ровную сумму за 40 литров 92-го бензина, он положил ее перед кассиршей АЗС и уже собрался идти к машине, как вдруг услышал за спиной: «Молодой человек, вы много дали. У нас бензин подешевел. Теперь стоит 27,5 руб.».

Цена одинаковая на АЗС «Газпромнефть», «Синтез», «Стандарт» и «Беркут». На дизель тоже цена единая везде — 30 руб. за литр. И 95-й везде продают по одной цене — 29,7 руб. за литр, кроме «Газпромнефти», здесь он обойдется водителям в 29,3 руб.

Общее снижение по России со второй декады апреля в среднем составило для мелкооптового рынка 0,38 %. Омский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ), на бензине которого ездит весь Новосибирск, 23–24 апреля снизил цену на 92-й бензин на 1,09 %, или на 30 коп. за литр. Собственно, на эту цифру и уменьшились розничные цены на заправках.

Понижения цен на бензин в Новосибирске не было с июля 2011 года. Тогда цена упала на 0,5 %, и в среднем литр 92-го стоил 23,39 руб. Существенное снижение цены было и в конце 2009 года. Тогда буквально за месяц бензин подешевел почти на 7 %, и его цена составила 20, 34 руб. В августе 2008 года, в начале «кризиса», 92-й бензин стоил 17 руб. за литр.

Нынешнюю ситуацию и падение цены на бензин руководитель Ассоциации независимых нефтетрейдеров «Сибирь-ГСМ» Юлия Золотовская назвала нетипичной для рынка: «Если посмотреть на работу биржи ГСМ, то мы увидим, что предложение превышает спрос. Конкуренции как таковой в Новосибирске на оптовом рынке нет — все сети заправок получают бензин с Омского НПЗ.

Косвенно на снижение могло повлиять уменьшение стоимости нефти на мировых рынках. Возможно, на тенденцию повлияли какие-то политические факторы».

Аналитики московской компании «ОМТ Consult», которая постоянно анализирует состояние рынка нефтепродуктов в стране, одним из факторов снижения цен называют политику партнера РФ по Таможенному союзу (ТС) — Казахстана. В аналитическом отчете, размещенном на сайте компании, в частности, говорится: «…фактором, который окажет давление на крупнооптовые цены производителей, особенно в южной части ПФО и СФО, станет тот факт, что одно из направлений сбыта российских нефтепродуктов, Казахстан, планирует ограничить поставки топлива из РФ в мае-июне».

Эксперты предполагают, что, предрекая снижение экспорта, производители решили «слить» бензин внутри России по более низкой цене.

Второй факт, относительно которого ходят только слухи, связан с взаимодействием крупного российского нефтебизнеса с другим членом ТС — Беларусью. Аналитик компании «ОМТ Consult» Артем Рахманкулов подвердил:уже с I квартала 2013 года Беларусь и ее производители ГСМ стали серьезным игроком на российском рынке. У белорусских производителей есть рынки сбыта в Европе и на Украине. Но в Европе спрос в начале года снизился, и «братский» нефтебизнес стал отдельным конкурентным игроком в западной части РФ. Отделаться просто так, как выразился Артем Рахманкулов, от белорусов уже не получится. С ними заключен договор на II квартал.

Аналитик не исключил, что объемы НПЗ Приволжского и Сибирского федеральных округов, предназначенные для реализации на западе страны, не нашли потребителя.

Еще в начале апреля крупные и среднеоптовые компании закупали большие объемы топлива в ожидании повышения спроса в начале мая. Но зима в восточной части страны затянулась. Открытие массового автомобильного сезона сдвинулось и произошло небольшое затоваривание. Если прибавить к этому позицию Казахстана, который введет ограничение по импорту российского бензина с 1 мая и до 1 июля, а по дизтопливу — аж до 1 октября, то

в краткосрочной перспективе, предрекает Артем Рахманкулов, цены могут еще незначительно упасть — в конце мая.

Краткосрочные и незначительные колебания на розничном рынке нефтепродуктов, по мнению аналитиков «ОМТ Consult», вряд ли отразятся на каких-то других продуктах и сегментах рынка. Небольшое подорожание ожидает рынок битума, а стоимость мазута традиционно снизится.

Однако потом ситуация вернется к состоянию начала апреля, полагает Артем Рахманкулов: «Возможно, будет понижена экспортная пошлина на бензин и дизтопливо и часть его уйдет в Европу, и таким образом НПЗ удастся избавиться от излишков. В июне, возможно, будет изменена ставка акциза, а он «вольется» в стоимость топлива. Ну и, конечно, нельзя сбрасывать со счетов остановку некоторых НПЗ на модернизацию. Так что повышение цены будет, но не значительное».

Сергей Стюард

Фото thinkstockphotos.com

ТЕКСТ

оцените материал

  • ЛАЙК 0
  • СМЕХ 0
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 0
  • ПЕЧАЛЬ 0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Фото пользователя
30 апр 2013 в 00:33

Чем-то ситуация напоминает старый армейский анекдот. Приезжает в воинскую часть генерал из штаба округа, с проверкой. Во время обеда инспектирует солдатскую столовую. "Ну что, товарищи бойцы, харчей то хватает? -спрашивает генерал". "Хватает, - отвечают бодро бойцы, - даже остаётся ". "А куда ж деваете то, что остаётся?". "А доедаем, товарищ генерал, даже не хватает..."
Излишки бензина, которые производитель НЕ МОЖЕТ продать. Ну-ну.......

30 апр 2013 в 07:35

Чтобы сделать человека счастливым, нужно сначала что-нибудь отобрать у человека, подождать, а потом вернуть обратно! Обычно такие новости не к добру. Опустят на 50 копеек, а поднимут на 5 рублей.

30 апр 2013 в 07:59

Старый добрый прием: сначала "закрутить гайки", что бы основной массе автолюбителей стало очень грустно и захотелось пересесть на малолитражки, а потом чуток ослабить - типа УРА, жизнь налаживается. Не верьте им - всяко к концу года АИ-92 за 30 рублей перевалит.