10 июля пятница
СЕЙЧАС +17°С

«Перевал Дятлова»: почему без шапки?

Режиссер «Кошмара на улице Вязов» раскрыл тайну ужасной гибели русских туристов 50 лет назад в горах на Урале

Поделиться

Справка: «Тайна перевала Дятлова» (Россия – США, 2013) — триллер о нескольких американских студентах, пытающихся расследовать реально произошедшую в 1959 году на Урале загадочную гибель группы туристов. Реж. — Ренни Харлин («Скалолаз», «Крепкий орешек-2», «Кошмар на улице Вязов-4»). Бюджет — 4,5 млн долл. 100 мин. 16+

Вдохновившая фильм реальная история началась в январе 1959 года, когда 9 туристов из Свердловска ушли в поход высшей категории сложности по Северному Уралу.

К весне поисковые экспедиции нашли в радиусе пары километров от палатки тела всех девятерых. У одной девушки не хватало языка, у некоторых погибших были раздавлены ребра и черепа. Эксперты заявили: такие повреждения нельзя получить ни при падении, ни от удара; дело закрыли за неимением состава преступления. Рассматривались версии: лавина или другие каверзы природы, ритуальное убийство, совершенное представителями коренного народа манси, нападение беглых зеков или браконьеров.

Магия истории в том, что нет ни одной версии, которую нельзя было бы опровергнуть.

Поэтому расцветают сто цветов версий конспирологических (испытания секретного оружия) и сверхъестественных (от инопланетян до снежного человека).

Культ перевала Дятлова сложился давно. В интернете можно найти не только сканы протоколов и фотографий из дела о группе Дятлова, но и многостраничные труды следователей-любителей. Но примерно год назад посвященных стало заметно больше — перевал Дятлова стал регулярно упоминаться в блогах и соцсетях (очевидно, не без аккуратной вирусной кампании фильма). В прошлом же году, кстати, на русский перевели триллер Алана Бейкера «Перевал Дятлова». Чуть раньше анонсировали его британскую экранизацию (ее нынешняя судьба неясна).

Вышедшая же только что на экраны «Тайна перевала Дятлова» — детище продюсера Александра Роднянского, донесшего до публики «Обитаемый остров», «Питер FM» и т.д. Русско-американским проект делает привлечение заокеанских сценаристов и актеров (ничем себя ранее не прославивших), а также режиссера Ренни Харлина. Харлин в 90-е годы снял «Крепкого орешка-2», «Кошмар на улице Вязов-4» и «Скалолаза», а в последнее время превратился в кого-то вроде странствующего по постсоветским просторам наемного ремесленника.

«Тайна перевала Дятлова» ненадолго заглянет в февраль 1959 года, но бьшая часть действия происходит в наши дни.

Американская студентка-психолог получает грант на животрепещущее исследование: какие мысли и чувства посещают человека, оставшегося без одежды ночью на морозе? В качестве объекта юная психологиня выбирает группу Дятлова и отправляется снимать документальный фильм на Урале, захватив с собой двух опытных альпинистов, своего приятеля, ужасно любящего всякие секретные материалы, и девушку-звукооператора. То, что фильм снят на российские деньги, можно понять уже на подъезде героев к месту действия на поезде: в фильмах про приключения иностранцев в России проводницы и соседи по вагону — это, как правило, неиссякаемый источник хоррора, здесь же — чистота, улыбки и благолепие.

В российских снегах все как обычно: герои постоянно повторяют «О, боже!», рассказывают недружелюбному народу, что холодная война закончилась, и пьют самогон. В плане нагнетания ужаса тоже все как обычно: старожилы изо всех сил намекают героям, что дело нечисто, и советуют наивным янки убираться домой. А когда герои доходят до того самого перевала, настойчиво намекать начинают разом свихнувшиеся навигатор и компас.

Дальнейшее развитие событий доведет до разгадки мучающей конспирологов уже 50 лет тайны — она, в принципе, укладывается в одну из самых популярных у исследователей дятловского инцидента версий (с дополнительным лихим, как стопка самогона, сюжетным выворотом).

Фильм снят в модном несколько лет назад жанре «видеозапись, найденная на месте событий», то есть дрожащей ручной камерой. Из моды прием, вероятно, вышел, потому что при своей обманчивой простоте требует от создателей фильма нетривиальных усилий по психологическому обоснованию: почему затравленные и уже надкушенные смертью герои не выпускают из рук эту чертову камеру? А у «Тайны перевала Дятлова» с психологией и вообще достоверностью героев плохо даже по меркам непритязательного триллера на разок. Героиня бегает ночью по скалам с радостным криком: «Ура, я нашла радиацию!». Все персонажи (даром что режиссер родом из Финляндии и вроде должен понимать) гуляют по уральской зиме без перчаток, шапок и шарфов. А самые опытные альпинисты и вовсе насобачились обходиться одним свитером без куртки.

Кино в общем неровное, как горный хребет: относительные вершины (типа эффектной звукорежиссуры и вполне убедительного нагнетания паники в конце) сводятся на нет провалами. Например, неправдоподобным идиотизмом героев или халтурностью, с которой сценаристы ведут к придуманной ими лихой развязке, заслуживающей лучшего обращения («Ой, смотри, в гордверь, давай скорее ее откроем!»). Местами бывает и правда жутко, но есть подозрение, что бьшая часть этой жути налипла на фильм (как следы неизвестно откуда взявшейся радиации на одежду погибших туристов) просто от соприкосновения с по-настоящему будоражащим кошмаром.

Елена Полякова

Кадры из фильма — kinopoisk.ru

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!