Территория новосибирского автовокзала — одно из самых неуютных мест в городе. Многоэтажное кирпичное здание с разбитыми окнами, закрытыми лестницами и потрескавшимися витражами потихоньку входит в историю новосибирских долгостроев с туманным будущим.
Вокруг него серый разнофактурный забор, через который видно мрачные бетонные стены, арматуру и кирпичи.
Особую «изюминку» месту придаёт пыльный пешеходный переход и колоритная доска объявлений, на фоне которой выстроились торговцы фруктами и мужчины, кричащие: «Барнаул, Кемерово!».
Новое здание начинали строить ещё в 2006 году, напомнил директор автовокзала Сергей Ермаков, а прекратилось строительство практически шесть лет назад. Закончить его должны были собственники здания вместе с мэрией, но этого не случилось.
Поэтому работающий сейчас маленький новосибирский автовокзал — с залом ожидания, администрацией и кассами — выглядит как место временного пребывания, что по большому счёту так и есть.
По проекту здание должно было быть двухэтажным.
«Тут часы планировали самые большие в городе поставить, стрелочные. Всё гладко было на бумаге. Никто не рассчитывал, что всё это будет», — отметил директор автовокзала.
Долгострой, выросший по непонятным причинам до семи этажей, строили, можно сказать, всем миром.
«По старому зданию решение пока не приняли. Там очень запутанная история, мы получили сложный клубок проблем, — объяснил заморозку стройки мэр Анатолий Локоть. — Там более 70 собственников по зданию. Автовокзал занимает меньшую площадь, и место прилегающей территории там очень маленькое. В тех условиях — как автовокзал там просто невозможно дальше работать».
Тем не менее он пока работает. У касс и в залах ожидания по-прежнему толпится народ, диспетчер объявляет посадку, автобусы подъезжают к своим стойкам за пассажирами.
То, что автовокзал перенесут, — решение уже принятое, заявил мэр.
«Это общепринятая практика, когда в больших городах из центра города автовокзал выносится на периферию. Сейчас у нас строится здание нового автовокзала, как раз по заключению концессии — на Гусинобродском шоссе», — напомнил он.
Помимо нового автовокзала, на периферии города построили несколько автостанций — по сути, это павильон, где можно купить билет и дождаться свой проходящий в нужном направлении автобус. Так, например, в июле прошлого года небольшой автовокзал открыли рядом с ТЦ «Невский», через который проходит несколько десятков автобусов в ленинск-кузнецком направлении.
Также летом прошлого года появился павильон на площади Гарина-Михайловского, у вокзала Новосибирск-Главный. Самая востребованная станция — в юго-западном направлении и в Толмачёво, уточнил Ермаков. В новое здание автовокзал переедет к концу 2020 года. К этому моменту планируют открыть ещё несколько автостанций, чтобы перераспределить поток пассажиров.
Новое здание автовокзала будет на Гусинобродском шоссе. Со стройплощадки видно потускневшие баннеры «Меха», «Кожа», которые ненавязчиво напоминают о легендарной новосибирской барахолке с её воскресными толкучками, пронизывающим холодом и запахом чебуреков.
Каркас здания уже обрастает стенами. Как объект здание должны сдать к концу года. К концу сентября здесь должны подключить отопление, сообщил Ермаков. Батареи, кстати, уже стоят.
На стройке несколько рабочих, из разных уголков доносится восточная музыка, которая, кажется, звучит здесь десятилетиями.
В этом году инвестор должен закончить строительство здания и спланировать прилегающую территорию, чтоб получить разрешительные документы на организацию перевозок.
Автовокзал строят на деньги инвестора — ООО «Автосервис». Объект называется «Транспортно-пересадочный узел по Гусинобродскому шоссе в Дзержинском районе».
В июне мэр объяснил, что само существование автовокзала в центре города нецелесообразно из-за пробок — по пробкам ехать к нему, по пробкам выезжать.
Чтобы не погрузить в пробки Гусинобродское шоссе, мэрия разрабатывает новые схемы движения общественного транспорта. Одна из идей — сделать кольцевой маршрут, чтобы можно было легко доехать до любого конца города.
Площадь двухэтажного здания нового автовокзала — 1620 квадратных метров, рассказал весной представитель инвестиционной компании, председатель совета директоров компании «Автосервис» Андрей Гудовский. Вся территория занимает 2,2 гектара.
Несмотря на то что новое здание строится, пока автовокзал никуда не переехал. Сергей Ермаков уверен, что это случится, но тем не менее вспомнил, что в 2006 году городские власти обещали переселить новосибирский автовокзал в уже достроенное здание, но это осталось лишь на бумаге. Видимо, поэтому на сайте новосибирского автовокзала пока не трогают сообщение о том, что здание на реконструкции. За десять лет одни привыкли к вечной стройке, другие даже не помнят, как было до этого.
Читайте также:
Не прошло и полвека
Следите за новостями и Live-трансляциями с места событий в нашей группе «ВКонтакте».
Анна Богданова
Фото Александра Ощепкова