Его просторная терраса похожа на палубу, а комнаты с иллюминаторами вместо окон — на каюты. Авторы проекта — архитекторы Дмитрий Овчаров и Борис Воскобойников — пригласили нас на морскую прогулку.
Коктебель — курорт с романтическим прошлым. Первым моду на отдых в этих местах ввел поэт и художник Максимилиан Волошин, который поселился здесь в начале прошлого века. Вслед за ним в живописную приморскую деревню неподалеку от Феодосии потянулась творческая интеллигенция — актеры, писатели, художники. Коктебель стал богемным местом, отчасти эта репутация сохранилась за ним и сейчас. Но все же главное, что привлекает сюда туристов, — природа.
Деревня — точнее, теперь уже городок, — прячется в невысоких горах вулканического массива на берегу тихой живописной бухты. Хребет Узун-Сырт ограничивает Коктебель с севера, а Кара-Даг — с запада. Крутые, поросшие лесом склоны гор со всех сторон укрывают долину от ветра. Подъезжая к дому, мы поняли, что хозяева — из числа счастливчиков, которые могут наслаждаться захватывающими пейзажами круглые сутки, даже не выходя на улицу.
Вид на дом со стороны гор. Фасад здания — комбинированный. Основной материал — профилированный стальной лист. Некоторые фрагменты отделаны пластиком двух видов — серым и с ярким принтом, разработанным дизайнером Марьей Овчаровой. По периметру кровли предусмотрены жалюзи из алюминия. На крыше здания — прожектор, списанный с торгового судна. Бассейн (5х10 м) облицован стеклянной мозаикой.
«Самая стратегически выгодная точка обзора — крыша, подняться на которую можно на стеклянном лифте. Отсюда вся долина видна как на ладони — смотрите, чтобы голова не закружилась», — говорит один из авторов проекта, архитектор Дмитрий Овчаров. Хозяева, семья с четырьмя детьми, мечтали о доме у моря, чтобы приезжать туда каждое лето. Поэтому отапливаемая площадь двухэтажного здания не очень велика: всего 150 кв. м. Зато места для отдыха под открытым небом предостаточно. К основному строению примыкают патио и бассейн. Внутри — гостиная, совмещенная со столовой, кухня, холл и пять спален, каждая с собственной ванной комнатой. Первоначальным требованием хозяев было наличие большого гаража для джипа и лодочного прицепа.
Открытое патио с видом на море, Святую гору и хребет Сюрю-Кая. Под ногами — оцинкованный решетчатый настил. Шезлонги из тика не боятся влаги: их можно смело оставлять под открытым небом даже во время дождя.
«Наши заказчики ведут очень активный образ жизни: рыбалка, вейкборд, планер, горные велосипеды, — рассказывает напарник Дмитрия, Борис Воскобойников. — Весь этот спортивный скарб нужно где-то хранить». Сначала архитекторы планировали использовать перепад высот на участке и утопить здание — монолитный железобетонный блок — в береговой склон. Под землей должен был разместиться гараж. Кроме того, в проекте был предусмотрен консольный бассейн.
Однако ненадежный грунт не позволил осуществить этот замысел. «В итоге мы не стали зарываться в землю и решили строить из легких металлических конструкций и сэндвич-панелей, — рассказывает Дмитрий. — Дом стоит на холме. Несущая конструкция, на которую опирается жилой блок второго этажа, изготовлена на военном заводе.
Стоит открыть огромные окна, и гостиная превращается в летнюю террасу.
Столовая зона гостиной. Обеденный стол, стулья, Skaderak. Из окна открывается панорама горного массива Кара-Даг.
Здание состоит из нескольких объемов. Это помогло нам замаскировать сомнительный вид на соседние участки. Но от гаража все-таки пришлось отказаться: лодка стоит в эллинге на берегу, а машина — на открытой площадке перед входом».
Спальня на первом этаже с видом на Черное море. Окна, Schuko. Кресло из тика, Skagerak.
Санузел. Дверь с круглым окошком, напоминающим иллюминатор, ведет во двор.
Большинство жилых комнат обращены к морю. Логично, что почти все они оформлены как корабельные каюты.
Исключение составляет только гостиная. Мебель для нее архитекторы в основном спроектировали сами. Большие стеклянные раздвижные двери ведут в патио. «Идея была такая, — рассказывает Борис, — открываешь окна, и гостиная превращается в летнюю террасу. Панорамное остекление от пола до потолка стирает границу между домом и улицей».
Гостиная с выходом на террасу. Камин, Focus. Диван и комод изготовлены на заказ по эскизам архитекторов. Панорамные окна, Schuko. На заднем плане — двери, Rimadesio.
Кроме того, комнату украшает подвешенный к потолку необычный камин Focus (проект француза Доминика Имбера), который условно разграничивает зоны отдыха и столовую. Между прихожей и гостиной есть еще одно окно, с которым связана интересная история. Оно родом из коктебельского дома Максимилиана Волошина.
Во время реконструкции музея поэта его хотели отвезти на свалку, но заказчик Дмитрия и Бориса оказался в нужное время в нужном месте и сумел спасти реликвию. Покинув гостиную, вновь оказываемся на террасе. Порывы ветра буквально сбивают с ног. «Здание стоит будто бы спиной к поселку, — говорит Борис. — Притом что мы не так далеко от центра, здесь совсем не слышно типичного для южных курортов гула, а только шум моря. Все как мы и хотели! Ведь именно ради этого люди приезжали и будут приезжать в Коктебель».
Коридор второго этажа. Дверь, выкрашенная в ярко-красный цвет, изготовлена на вагоностроительном заводе в Николаеве. Она ведет на наружную лестницу, по которой можно спуститься к бассейну.