7 декабря суббота
СЕЙЧАС -6°С

«За четырех крыс давали полтора трудодня»

Умер советский мэр Новосибирска и губернатор области — он родился в сарае, в семье с 11 детьми, а потом построил в городе метро и зоопарк  

Поделиться

Александр Филатов появился на свет 24 июня 1922 года в селе Корнилово (Алтайский край) 11-м ребенком в семье. Как рассказывал он сам в одном из интервью, роды принимать оказалось некому. Больницы в деревне не было, а домой к ним как раз пришли гости. И мать Филатова, постеснявшись чужих людей, ушла в сарай, послав за повитухой кого-то из младших детей. Однако гонец, которому самому не было и трех лет, по дороге забыл, куда шел. Так и родился будущий глава Новосибирской области — в сарае.

Жизнь в деревне была нелегкой, достаточно сказать, что пятеро братьев и сестер Александра Павловича умерли в детском возрасте, да и отец его рано ушел из жизни — ему было только 50 лет с небольшим. Однако Филатов уже тогда проявил себя как перспективный руководитель:

организовал в 10-летнем возрасте детский колхоз, который занимался ловлей грызунов. «За каждую шкурку ловцам платили и начисляли трудодни. Дороже всего ценились крысы — за 4 тушки давали 1,5 трудодня», — вспоминал он в одном из интервью.

Политическую карьеру Филатов начал необычно рано. Мальчика воспитывал старший брат (на 20 лет старше), который, потеряв первую жену, женился заново на депутате Верховного Совета. Депутат Лукерия Бастолева, впрочем, была безграмотной дояркой и могла разве что поставить свою подпись, поэтому получивший начальное образование Филатов стал депутатским секретарем и фактически вел всю ее переписку.

В 1940 году молодой человек отправился в Новосибирск поступать в институт военных инженеров железнодорожного транспорта и впервые в жизни увидел поезд. Несмотря на конкурс в 12 человек на место, он смог попасть в это крайне престижное по тем временам учебное заведение. Причем престиж этот был не только в разворачивавшихся перед выпускником перспективах:

сразу после поступления Филатову назначили стипендию в 450 руб. — в то время его брат, работая шофером, получал только 400.

Войну студент-железнодорожник провел в тылу, но легким это время не назовешь. После того как в Новосибирске запустили сразу несколько военных заводов, весь курс Филатова отправили работать на один из них. Смены длились 12 часов с одной скудной кормежкой, а купить что-то на стремительно подешевевшие деньги было крайне затруднительно. Однако в 1945 году молодой человек вступил в партию и постепенно начал двигаться по административной лестнице, пока в 1966 году не дослужился до первого секретаря Новосибирского горкома КПСС (должность равнозначная современному мэру), а затем (в 1978 году) стал первым секретарем обкома (губернатор).

Для Новосибирска этот период стал временем бурного роста. Именно тогда было принято решение о строительстве метро. Как рассказывал Филатов, тогдашний первый секретарь обкома Федор Горячев в какой-то момент сумел разжалобить Брежнева рассказами о сибирских холодах, и в Москве, после 15 лет усилий, утвердили наконец финансирование этого дорогостоящего проекта. Именно тогда была убрана в коллектор речка Каменка. По словам Филатова, приехав как-то в этот застроенный убогими домиками овраг, он лично распорядился подготовить целый фотоальбом, чтобы продемонстрировать столичному начальству, какие ужасы творятся в Новосибирске.

Александр Филатов умел принимать рискованные решения. Например, монумент Славы в Ленинском районе был построен фактически до получения разрешения на это из Москвы.

Когда получить его «задним числом» не удалось, был готов разразиться скандал — и только случайно заехавшая в город делегация молодых столичных функционеров, увидев монумент своими глазами, была так потрясена его композицией (в том числе этими черными плитами с 30 тыс. фамилий погибших на войне горожан), что тут же пробила архитектору престижную премию. А с новосибирского руководства были сняты все обвинения в нарушениях финансовой дисциплины.

Современный вид зоопарка — тоже во многом заслуга Филатова. Еще в 1980-е новосибирский зверинец располагался напротив Центрального рынка и был тесным, к тому же докучал жителям окрестных домов своей вонью. Сначала его хотели перенести в пойму Каменки, но, проведя обследование качества воздуха, пришли к выводу, что звери там просто будут умирать от загазованности. После этого выбрали новое место в Заельцовском бору, которое уже проектировалось по образцу Берлинского зоопарка, куда для обмена опытом была отправлена главная проектировщица объекта.

Филатов успел застать и тяжелые времена, которые наступили для советской экономики в 80-х годах. Именно при нем в 1983 году в Новосибирске была введена система так называемых «заказов» — гарантированных объемов базовых продуктов, которые жители города могли купить по государственным ценам (все, что выходило за этот минимум, приходилось или «доставать», или покупать дороже).

Бывший губернатор (а до этого мэр и первый секретарь горкома) Иван Индинок отмечает, что

Александр Павлович был «человеком высокой культуры и всех называл на "вы" вне зависимости от должности». Еще он был человеком, который долго принимал решения,

что со стороны могло выглядеть как нерешительность, однако причиной этому было то, что ему «нужно было все тщательно взвесить». Председатель совета ветеранов «Ассоциации строителей и инвесторов города Новосибирска и Новосибирской области» Анатолий Крылов (в 1980-х руководил строительным трестом) говорит о нем как о выдержанном и спокойном руководителе, который «никогда не принимал решения просто так, ни с кем не посоветовавшись», и был «настоящим демократом, не на словах, а на деле». Мэр Новосибирска Анатолий Локоть считает, что «во многом благодаря его (Филатова. — С.С.) усилиям в городе появилось метро», а также был решен вопрос благоустройства берегов малых рек (речь идет прежде всего о пойме Каменки. — С.С.).

Владимир Боков (в 1983–1990 годах был председателем исполкома Новосибирского областного Совета народных депутатов) говорит, что с Филатовым было хорошо работать, поскольку он «в совершенстве знал все дела» и добивался поставленных целей. В качестве примера Боков приводит историю новосибирского метро, на «пробивание» которого в Москве у тогдашних новосибирских властей ушло больше 10 лет.


Стас Соколов
Фото m-nsk.ru

оцените материал

  • ЛАЙК 0
  • СМЕХ 0
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 0
  • ПЕЧАЛЬ 0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
18 мая 2016 в 00:36

Человек с большой буквы! Про него можно сказать, не краснея - крепкий хозяйственник! Столько сделал для города! Помню, в одном интервью он сказал, что если бы Союз не развалился, сейчас в городе было 30 станций метро, как минимум. Эх....

пенсионерка
18 мая 2016 в 00:20

Время было не просто хорошее, а лучшее.
Многое заложено (ТЭЦ, например) при СССР и до сих пор работает.
Но молодежь забывает, что живет на Советском наследии.

Хамло Московское
18 мая 2016 в 00:21

Время было другое совершенно.Сравнивать не вижу никакого смысла.
Человек своего времени.
Представляю что он чувствовал в 90-е и нулевые ,когда уродовали город Новосибирск.