Дон Паскуале
Расписание сеансов
О спектакле
Опера исполняется на языке оригинала (итальянском) с синхронными титрами на русском языке. Мировая премьера оперы «Дон Паскуале», одного из самых совершенных творений Гаэтано Доницетти, настоящего шедевра мировой комической оперы, состоялась 3 января 1843 года, почти 180 лет назад, в Итальянском театре Парижа. Говорят, сочинил композитор эту бессмертную и феноменальную оперу примерно за 10 дней (Доницетти всегда писал быстро — 47 опер за 27 лет! — но в этот раз превзошёл и себя). С либретто тоже возникла спешка и необычная история. Осенью 1842 года, в период репетиций «полусерьезной» оперы Доницетти «Линда ди Шамуни» (к премьере готовили невероятно звездный состав: Ж. Гризи, А. Тамбурини, Л. Лаблаш, М. ди Кандиа), директор театра предложил для этих же звезд срочно написать оперу-буффа (комическую). За основу взяли либретто уже идущей в Ла Скала оперы С. Павези «Доктор Антонио» 1810 года, и это либретто для будущего шедевра Доницетти переработал литератор Джованни Руффини. Премьера прошла с небывалым успехом. Критики отмечали, что «Дон Паскуале» стал самой выдающейся работой, написанной для парижского Театра Итальен. Несколько номеров публика бисировала, певцы и маэстро неоднократно вызывались на поклоны. Спектакль шёл беспрерывно почти три месяца. А для венской постановки 1843 года был написан ещё дуэт Малатесты и Дона Паскуале Cheti, cheti, immantinente. В России «Дон Паскуале» впервые прозвучал 6 февраля 1845 года в исполнении Императорской итальянской оперы, в спектакле принимали участие Полина Виардо и Антони Тамбурини. Русская труппа впервые исполнила оперу в 1886 году в Москве. Феноменальный успех сопровождает этот щедевр Доницетти по сей день. На новосибирской оперной сцене — это первая премьера. Опера «Дон Паскуале» никогда не значилась в афише театра до заявленной в августе 2022 года премьеры. Что касается сюжета, образов и проч., здесь соблюдены все каноны комической итальянской оперы. Действие происходит в Риме в начале XIX века, Главный герой — обычная фигура старой комедии: пожилой богатый холостяк, но он собрался жениться. Его зовут Дон Паскуале. У него есть племянник, его единственный наследник, которого зовут Эрнесто. В начале оперы мы застаем дона Паскуале нетерпеливо расхаживающим по комнате; он задумал нечто для своенравного племянничка. В опере четыре персонажа: Дон Паскуале, неженатый старик; Эрнесто, племянник, живущий в его доме; Норина, молодая вдова, возлюбленная Эрнесто; Доктор Малатеста, терапевт и интриган. Все они так или иначе рождают ассоциации с традиционными масками итальянской комедии дель арте: Дон Паскуале — это тот же Панталоне, Эрнесто — страдающий от любви Пьеро, Малатеста — интриган Скапен, Норина — хитрая Коломбина. Но потому эта лучшая, самая значимая опера Гаэтано Доницетти, что в ней живут (в рамках комедии, конечно) — не маски, а люди, не ходульные положения, а реальная жизненная история, и главное, — искренние и подлинные эмоции.