Новосибирск находится на третьем месте по численности населения среди российских городов. Однако его отрыв от Екатеринбурга совсем небольшой, к тому же местные жители и приезжие часто критикуют город за плохие дороги, пыль и серость. Строитель, общественный деятель и генеральный директор ГК «Химметалл» Евгений Гаврилов считает, что Новосибирск может стать городом-двухмиллионником, обогнав остальные региональные мегаполисы. Он поделился своим видением, как Новосибирску выиграть в конкуренции за людей. Далее — от первого лица.
Город мечты
Каждый новосибирец желает изменения своего города к лучшему, все мы мечтаем о новом Новосибирске, Новосибирске 2.0, в котором чистые улицы, комфортная городская среда, прекрасный общественный транспорт, нет пробок и выхлопных газов.
Но что для этого нужно? Я бы хотел заострить внимание на таком факторе, как конкуренция за людей.
Успешность любого города определяется количеством людей, которые хотят в него приехать. Рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше. Эта поговорка является универсальным законом миграции. Люди уезжают оттуда, где им плохо, туда, где хорошо.
Естественно, самыми мощными центрами притяжения у нас в стране являются столицы: Москва и Санкт-Петербург. Туда едет огромное количество людей. В постсоветское время были сняты ограничения на приезжих (помните слово «лимита»?), а неравенство уровня жизни обеспечило бурный рост столиц. В одной Москве живет теперь примерно десятая часть населения страны. У каждого найдутся знакомые, которые в свое время переехали в Москву или Питер, неплохо там устроились и считают их комфортными и удобными для проживания.
Как перестать быть перевалочным пунктом
В Новосибирск люди тоже приезжают, но часто не потому, что считают его комфортным и удобным. В Новосибирске есть работа, есть возможность получить образование, есть театры, кинотеатры, музеи, зоопарк и аквапарк. Поэтому пока он привлекает людей. Но в части комфорта Новосибирск многим проигрывает. В него едут люди, в основном, из мест, где ещё неудобнее или мало работы. Или из ближнего зарубежья. Многие рассматривают Новосибирск как промежуточную станцию, трамплин для переезда в столицы или на юг. Нам нужно сделать так, чтобы в нём хотелось остаться.
Главный капитал любого города — это люди. Если туда приезжают люди, в него приходят инвестиции, в нём открываются новые производства, становится больше денег, расширяется сфера услуг. А это значит больше налогов, больше доходов бюджета и больше денег на развитие благоустройства. Место становится более привлекательным, и в него приезжает ещё больше людей. Круг замыкается.
Там, где мало людей, где дефицит кадров, туда никто не будет вкладывать деньги и расширять производство. Такой город начнет деградировать и вымирать. А в вымирающий населенный пункт не станет вкладывать деньги и федеральное правительство — для кого там развивать инфраструктуру?
Большое количество людей само по себе является преимуществом. Поэтому мегаполисы конкурируют между собой за людей. И если догнать Москву и Питер у нас не получится, то оторваться от остальных мы можем.
Сейчас в России, кроме субъектов федерации Москвы и Санкт-Петербурга, 14 городов-миллионников. Но нет ни одного двухмиллионника. Новосибирск мог бы им стать.
Новосибирск 2.0
Я предлагаю прямо принять программу «Новосибирск — два миллиона» и сделать одной из основных целей развития региона достижение двухмиллионного порога населения. Этого невозможно достичь, не повышая привлекательность города, не сделав его чистым, комфортным и удобным. Поэтому численность населения является агрегирующим показателем, включающим в себя и демографию (продолжительность жизни и рождаемость) и миграцию (которая определяется привлекательностью места и его экономическим состоянием).
При росте численности населения будет оправдано развитие метро. Смотрите, нас было 1,6 миллиона, стало 1,7 миллиона, а к 2030-му станет 1,8 миллиона — конечно, нам нужны новые станции.
Как только мы провозглашаем стратегию «Новосибирск — два миллиона», мы сразу понимаем, какой нужно выбрать вектор развития. Что мы должны сделать, чтобы Новосибирск стал привлекательным для переселения квалифицированных кадров с семьями, детьми. Их не привлечешь одними зарплатами.
Конечно, Новосибирск должен быть зеленым. Он должен стать городом-садом. Мало кто захочет переезжать в душный, пыльный город, где центр превращен в сплошную парковку, а общественный транспорт грязный, неудобный и стоит в пробках. В каждом микрорайоне должны быть зеленые зоны для прогулок, чтобы люди могли гулять не только в центре на набережной, а в любом месте. И чтоб набережная была по всей протяженности реки на территории города.
Нужно развитие общественного транспорта. Не только метро, но и трамвай, троллейбус, и городская электричка. Привлекательность никто не оценит, если каждый день приходится часами стоять в пробке в переполненном общественном транспорте.
Нужно, чтобы была доступной стоимость квадратного метра жилья. Если произойдет монополизация рынка новостроек Новосибирска, который захватят крупные федеральные застройщики, то цены у нас станут сравнимы с московскими и питерскими. И кто тогда поедет в Новосибирск? Чтобы жилье было доступным, нужна конкуренция. Нужно много строить, и не только элитного жилья, но и эконом-класса в хорошем смысле этого слова. Строить микрорайонами, со всей необходимой социальной инфраструктурой: дороги, школы, детсады и поликлиники.
Я считаю, что должна быть политика привлечения людей в Новосибирск. Надо максимально привлекать квалифицированные кадры, помогать им обустраиваться здесь. Мы должны бороться за таких людей, как крупные компании борются за лучшие кадры. Город должен строиться на отношении к человеку как к главной его ценности.
Реклама. Гаврилов Евгений Викторович, erid: 2SDnjckp3DT.